Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,
организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является
заключение Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Прохождение ПМПК и
предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не
обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения
ПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию
создание специальных условий обучения является обязательным.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются
специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются
условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
Материальная база БМАДОУ "Детский сад № 18 позволяет обеспечить
необходимые условия для реализации психолого-педагогического сопровождения
детей с особыми образовательными потребностями:
- Музыкально – спортивный и спортивный зал оснащен тренажерами и
оборудованием для проведения оздоровительных занятий.
- Кабинет учителя - логопеда и педагога - психолога оснащен как
развивающим, так и диагностическим оборудованием для проведения
психолого-педагогического обследования.
- В группах есть необходимое оборудование и развивающий материал для
организации деятельности с детьми с ОВЗ.
Уделяется также большое внимание организации двигательного режима на свежем
воздухе. На территории имеется прогулочные площадки оснащенные малыми
активными формами, спортивно-игровое оборудование.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Здание 1 (по ул. Лермонтова, строение 7):
- комната дополнительного образования;
- музыкально - физкультурный зал;
- кабинет учителя-логопеда;
- кабинет педагога – психолога;
Здание 2 (по ул. Пушкина, строение 15а):
- музыкальный зал;
- физкультурный зал;
- совмещенный кабинет учителя-логопеда и педагога – психолога
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Практические занятия проходят во всех возрастных группах, музыкальных и физкультурных залах, кабинетах специалистов: учителя - логопеда, педагога - психолога.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Методическая литература, учебная, детская художественная литература находится в методическом кабинете и группах ДОО.
Фонд учебной литературы соответствует Програмным требованиям.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для удовлетворения естественной потребности детей в движении взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения, так и на внешней территории (горки, качели и т. п.), подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания-приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Специальные условия питания
Детский сад обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания по нормам, утвержденным по СанПиН 2.4.1.3049-13 («Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26). В рацион питания ДОО включены все основные группы продуктов – мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, сахар, кондитерские изделия, хлеб, крупа и др..
Завтрак состоит из горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка.
Второй завтрак - свежие фрукты или сок.
Обед включает закуску (салат или порционные овощи), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель).
Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд.
Специальные условия охраны здоровья
Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольной организации направлена на сохранение и укрепление здоровья.
В ДОО для организации оздоровительной работы:разработана система оздоровительной работы с учетом условий ДОО и контингента детей, включающая закаливание, физкультурно-оздоровительную работу, рациональное питание, создание эмоционально-комфортной среды, способствующей формированию положительного, осознанного отношения к здоровому образу жизни.
Основным компонентом здорового образа жизни является режим.В основу рационального режима должны быть положены следующие моменты:
Соответствие режима возрасту, состоянию здоровья и психологическим особенностям ребенка;
Определение продолжительности различных видов деятельности, их рациональное чередование;
Достаточный отдых с максимальным пребыванием детей на открытом воздухе при соответствующей двигательной активности;
Достаточный по продолжительности полноценный сон;
Регулярное сбалансированное питание.
Медицинская деятельность осуществляется в соответствии с Договором об оказании медицинских услуг, планом работы медицинского кабинета, цель которого - улучшение потенциала и баланса здоровья, положительные изменения в гигиенической культуре, формирование потребностей у детей, родителей, сотрудников ДОУ в сохранении, укреплении и развитии здоровья детей.
Медицинский блок представлен следующим набором помещений:
- кабинет врачебного осмотра (осмотр детей, работа с документацией, рабочее место медицинской сестры);
- процедурный кабинет (медицинские манипуляции и оказание первой доврачебной помощи, обработка инструментария, хранение медикаментов, лекарственных препаратов);
- изолятор.
В ДОО регулярно проводятся - медицинские осмотры, рекомендации и консультации для родителей и педагогов.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В свободном доступе для детей в ДОО компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления имеются ноутбуки, проекторы, принтеры.
Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет. Имеется электронная почта, сайт в сети Интернет.
На официальном сайте БМАДОУ "Детский сад №18" имеется версия для слабовидящих.
Для осуществления образовательной деятельности по реализации адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья имеются: ноутбуки, проекторы, экран.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. – Режим доступа:https://base.garant.ru/55170694/
Российское образование Федеральный портал – Режим доступа:http://www.edu.ru
ФГОС – Режим доступа:https://fgos.ru
Сайт «Всероссийский Августовский педсовет» - Режим доступа:www.pedsovet.org
Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа:http://www.consultant.ru
Министерство образования и науки Российской Федерации – Режим доступаhttps://minobrnauki.gov.ru
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области – Режим доступа: https://minobraz.egov66.ru
Федеральный институт развития образования – Режим доступа:http://www.firo.ru
ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования» - Режим доступа:https://www.irro.ru
Государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» - Режим доступа:http://www.центр-ресурс.рф
Реестр основных общеобразовательных программ – Режим доступа:https://fgosreestr.ru
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В соответствии с заключениями ПМПК - отсутствуют рекомендации по использованию в образовательном процессе специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.