Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Сундучок творений» является частью
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и
представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по
текущему году обучения.
Модуль 2 «Сундучок творений», предполагает умение использовать
полученные навыки, изучение новых швов. Умение сочетать разные швы в
композиции и узоре. Выполнение самостоятельно творческой работы.
Цель и задачи модуля
Обучение ручным швам и отделки работ и изделий
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих
основных задач:
Обучающие:
расширять словарь детей (нитки: мулине, шерсть, канва, пяльцы,
схема, цветовая гамма и др.);
•
закреплять цвета и оттенки;
•
познакомить с основными приемами вышивки (подготовка ткани,
вдевание нитки в иглу, закрепление нити на ткани, обработка изделия);
•
знакомство с понятием «стежок», «шов». Овладеть технологией шва
«Вперед иголку», «Полу-крест», «Крестик», «Вперед иголку» в два приема,
«Звездочка»;
•
формировать умение работать с пооперационными картами;
•
овладеть приемом закрепления нити в начале и конце работы;
•
познакомить с безопасными приемами работы с материалами и
инструментами по вышивке;
•
учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы для
работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами,
иголкой);
•
учить
с
помощью
взрослого
планировать
этапы
и
последовательность выполнения работ;
•
формировать
умение выполнять
последовательную
цепочку действий.
Развивающие:
•
развивать умение доводить работу до конца;
•
развивать общую моторную координацию и мелкую моторику,
координацию движений обеих рук, зрительно- двигательную
координацию;
•
навыки ручной умелости;
•
развивать творческое мышление, воображение, фантазию, внимание;
•
проявлять интерес к русскому народному творчеству;
•
стремление ребенка к самостоятельности;
•
поддержать творческую активность, мышцы кистей рук, потребность
в самоутверждении;
•
формировать
положительно-эмоциональное
восприятие
окружающего мира; Воспитательные:
•
воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду;
•
воспитывать
усидчивость,
трудолюбие,
самостоятельность,
уважение к труду других людей;
•
формировать умения старательно и аккуратно выполнять поручения,
беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы;
•
воспитывать желание участвовать в совместной трудовой
деятельности наравне со всеми, радоваться результатам;
•
формировать готовности к школьному обучению, к новой
социальной позиции школьника.
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
- творческого подхода к деятельности;
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- Репродуктивный метод,
- Метод стимулирования и мотивации
- Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- Метод создания ситуации успеха,
- Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
•
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятия.
Наглядные пособия:
Дидактическое обеспечение:
- интерактивная доска с проектором - 1;
- картон (белый);
- пяльцы – 10 шт.;
- игла для вышивания – 10 шт;
- ножницы - 10 шт.;
- нитки х\б;
- ирис;
- мулине;
- линейка – 10 шт.
Модуль «Сундучок творений»
Учебно-тематический план модуля
№
Название темы
Количество часов
Всего
теория
практика
1.
Шов «вперед иголкой», «строчка»
1
-
1
2.
Шов «вперед иголкой» с перевивами, «через край» 1
-
1
3.
Шов «полукрест»
3
1
2
4.
Знакомство с «тамбурным швом»
3
1
2
5.
1
1
6.
Пришивание пуговиц с двумя отверстиями 2
способом «в прокол»
Шов «крест». Вышивание по контуру
4
1
3
7.
Шов «звездочка»
1
-
1
8.
Шов «гладь»
2
1
1
9.
Вышивание листочка контурной гладью.
2
1
1
10.
Вышивание цветка гладью
3
-
3
11.
Перевод рисунка на ткань
1
-
1
12.
Вышивание салфетки гладью в подарок к 8 Марта. 6
-
6
13.
Знакомство с бахромой. Украшение салфетки 2
бахромой
Знакомство с атласной лентой.
4
1
1
1
3
Вышивание салфеток различными швами по
выбору детей: «строчка», «гладь», «лентой»,
«крестиком», «полукрестом»
Нить, игла, шов
4
-
4
1
1
-
Всего учебных часов:
40
9
31
14.
15.
16.
Календарно – тематическое планирование 2 год обучения
месяц/
дата/
срок
Сентябрь
1 неделя
тема
Шов «вперед
иголкой»
Шов «строчка»
1
Сентябрь
2 неделя
Шов «вперед
иголкой» с
перевивами
Шов «через край2
1
Сентябрь
3 неделя
Шов «полукрест»
3
Сентябрь
4 неделя
Октябрь
1 неделя
часы
Содержание
формы
контроля
Вдевание нити в иголку,
закрепление нити в
ткани. Выполнение шва
«вперед иголкой».
Технология выполнения
шва. Чтение
пооперационной карты
шва. Выполнение шва
«строчка».
Вдевание нити в иголку,
закрепление нити в
ткани. Выполнение шва
«вперед
иголкой».
Выполнение шва «через
край» двумя способами:
прямой шов и в наклон
Знакомство со швом
«полукрест».
Особенность шва.
Пооперационная карта.
Рассматривание
иллюстрации,
выполненной швом
«полукрест»
Вдевание нити в иголку,
закрепление нити в
ткани. Выполнение шва
«полукрест» по
пооперационной карте.
Вдевание нити в иголку,
закрепление нити в
ткани. Выполнение шва
Контрольное
упражнение
Контрольное
упражнение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Контрольное
упражнение
примечание
Октябрь
2 неделя
Шов «звёздочка»
1
Октябрь
3 неделя
Знакомство с
бахромой.
Украшение
салфетки
бахромой
2
Октябрь
4 неделя
Октябрь
5 неделя
Перевод рисунка
на ткань
1
Ноябрь
1 неделя
Ноябрь
2 неделя
Шов «гладь»
2
Ноябрь
3 неделя
Вышивание
листочка
контурной
гладью.
«полукрест» по
пооперационной карте.
Вдевание нити в иголку.
Выполнение простого
шва «звездочка»
Показ способов
обработки края
салфетки. Понятие
бахрома. Виды бахромы.
Инструменты для
выполнения бахромы.
Выполнение бахромы.
Декабрь
2 неделя
Нанесение рисунка на
ткань. Вдевание нити в
иголку. Выполнение
стежков по контуру
рисунка. Гладь
выполняется разными по
длине стежками.
Знакомство со швом
«гладь». Виды «глади».
Вдевание нити в иголку,
закрепление нити в
ткани. Выполнение шва
«гладь» по образцу.
Вдевание нити в иголку,
закрепление нити в
ткани. Выполнение шва
«гладь» по образцу.
Знакомство с контурной
гладью. Рассматривание
работ, выполненных
контурной гладью
Отрезание по размеру
ткань. Выбор рисунка
для перевода.
Подготовление и
перенос рисунка на
ткань.
Вышивание цветка
гладью
Декабрь
3 неделя
Вышивание цветка
гладью
2
Ноябрь
4 неделя
Декабрь
1 неделя
Декабрь
4 неделя
Вышивание
цветка гладью
Пришивание
пуговиц с двумя
отверстиями
способом «в
прокол»
3
2
Разнообразие пуговиц.
Предназначении
пуговиц. История
создания пуговиц.
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Январь
3неделя
Январь
4 неделя
Вышивание
салфетки гладью
в подарок к 8
Марта
5
Январь
5 неделя
Февраль
1 неделя
Февраль
2 неделя
Февраль
3 неделя
Февраль
4 неделя
Знакомство с
«тамбурным
швом»
3
Март
1 неделя
Март
2 неделя
Март
3 неделя
Март
4 неделя
Шов «крест».
Вышивание по
контуру
4
Подготовление
инструментов и ткани
для пришивания
пуговицы. Выполнение
пришивания пуговицы,
соблюдая алгоритм
Выбор гаммы цветов.
Вышивание салфетки.
Вышивание швами:
контурная гладь,
стебельчатый.
Выбор гаммы цветов.
Вышивание салфетки.
Вышивание швами:
контурная гладь,
стебельчатый.
Выбор гаммы цветов.
Вышивание салфетки.
Вышивание швами:
контурная гладь,
стебельчатый.
Выбор гаммы цветов.
Вышивание салфетки.
Вышивание швами:
контурная гладь,
стебельчатый.
Выбор гаммы цветов.
Вышивание салфетки.
Вышивание швами:
контурная гладь,
стебельчатый.
Знакомство с
«тамбурным швом».
Разнообразие шва.
Пооперационная карта
шва.
Вдевание нити в иголку,
закрепление нити в
ткани. Выполнение шва
«Тамбурный шов»
Вдевание нити в иголку,
закрепление нити в
ткани. Выполнение шва
«Тамбурный шов»
Знакомство с швом
«крест». Сравнение со
швом «полукрест».
Пооперационные карты.
Вдевание нити в иголку,
закрепление нити в
ткани. Выполнение шва
«крест»
Педагогическое
наблюдение
Контрольное
упражнение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Апрель
1 неделя
Апрель
2 неделя
Апрель
3 неделя
Лента
4
Апрель
4 неделя
Май
1 неделя
Май
2 неделя
Май
3 неделя
Май
4 неделя
Июнь
1 неделя
Вышивание
салфеток
различными
швами по выбору
детей: «строчка»,
«гладь»,
«мережка»,
«крестиком»,
«полукрестом»
4
Июнь
2 неделя
Июнь
3 неделя
Июнь
4 неделя
Нить,игла,шов
1
Вдевание нити в иголку,
закрепление нити в
ткани. Выполнение шва
«крест»
Вдевание нити в иголку,
закрепление нити в
ткани. Выполнение шва
«крест»
Знакомство с новым
способом обработки
края салфетки мережка.
Виды мережки.
Технология выполнения.
Практическое
выполнение «Мережки»:
выбор ширины, рисунка
мережки и ее
выполнение.
Практическое
выполнение «Мережки»:
выбор ширины, рисунка
мережки и ее
выполнение.
Практическое
выполнение «Мережки»:
выбор ширины, рисунка
мережки и ее
выполнение.
Перевод рисунка на
ткань. Выбор цветовой
гаммы, вышивальных
швов.
Перевод рисунка на
ткань. Выбор цветовой
гаммы, вышивальных
швов.
Перевод рисунка на
ткань. Выбор цветовой
гаммы, вышивальных
швов.
Перевод рисунка на
ткань. Выбор цветовой
гаммы, вышивальных
швов.
Выбор творческих
работ, оформление работ
для выставки. Выставки
проводятся два раза в
год в начале и конце
года.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Контрольное
упражнение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Контрольное
упражнение
Контрольное
упражнение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Контрольное
упражнение
Беседа