Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Сундучок творений» является частью
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и
представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по
текущему году обучения.
Модуль 1 «Первые шаги», предполагает изучение алгоритма выполнения шва,
цветовой гаммы рисунка, умение вдевания нити в иголку и завязывание узелка.
Знакомство с традициями народной вышивки. Знакомство с инструментами и
техникой безопасности.
Цель и задачи модуля
Обучение ручным швам и отделки работ и изделий
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих
основных задач:
Обучающие:
расширять словарь детей (нитки: мулине, шерсть, канва, пяльцы,
схема, цветовая гамма и др.);
•
закреплять цвета и оттенки;
•
познакомить с основными приемами вышивки (подготовка ткани,
вдевание нитки в иглу, закрепление нити на ткани, обработка изделия);
•
знакомство с понятием «стежок», «шов». Овладеть технологией шва
«Вперед иголку», «Полу-крест», «Крестик», «Вперед иголку» в два приема,
«Звездочка»;
•
формировать умение работать с пооперационными картами;
•
овладеть приемом закрепления нити в начале и конце работы;
•
познакомить с безопасными приемами работы с материалами и
инструментами по вышивке;
•
учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы для
работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами,
иголкой);
•
учить
с
помощью
взрослого
планировать
этапы
и
последовательность выполнения работ;
•
формировать
умение выполнять
последовательную
цепочку действий.
Развивающие:
•
•
развивать умение доводить работу до конца;
развивать общую моторную координацию и мелкую моторику,
координацию движений обеих рук, зрительно- двигательную
координацию;
•
навыки ручной умелости;
•
развивать творческое мышление, воображение, фантазию, внимание;
•
проявлять интерес к русскому народному творчеству;
•
стремление ребенка к самостоятельности;
•
поддержать творческую активность, мышцы кистей рук, потребность
в самоутверждении;
•
формировать
положительно-эмоциональное
восприятие
окружающего мира; Воспитательные:
•
воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду;
•
воспитывать
усидчивость,
трудолюбие,
самостоятельность,
уважение к труду других людей;
•
формировать умения старательно и аккуратно выполнять поручения,
беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы;
•
воспитывать желание участвовать в совместной трудовой
деятельности наравне со всеми, радоваться результатам;
•
формировать готовности к школьному обучению, к новой
социальной позиции школьника.
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
- творческого подхода к деятельности;
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- Репродуктивный метод,
- Метод стимулирования и мотивации
- Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- Метод создания ситуации успеха,
- Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
•
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятия.
Наглядные пособия:
Дидактическое обеспечение:
- интерактивная доска с проектором - 1;
- картон (белый);
- пяльцы – 10 шт.;
- игла для вышивания – 10 шт;
- ножницы - 10 шт.;
- нитки х\б;
- ирис;
- мулине;
- линейка – 10 шт.
Модуль «Первые шаги»
Учебно-тематический план модуля
№
Название темы
Количество часов
Всего
теория
практика
1.
Вводное занятие
1
1
-
2.
Игла, нить, понятия
1
1
-
3.
Шов «вперед иголкой»
2
1
1
4.
Свойства ткани
1
-
1
5.
Ниткография
6
1
5
6.
Шов «строчка»
2
1
1
7.
Вышивание «Снеговика»
6
1
5
8.
Свойства шерстяных ниток
1
1
-
9.
«Полупомпон»
1
-
1
10.
Вышивание салфетки «Подарок маме»
6
-
6
11
Разрезание ткани по нанесенным меткам
1
-
1
12
Шов «вперед иголкой» с перевивами
2
1
1
13
Шов «через край»
2
1
1
14
Вышивание салфетки
7
-
7
15
Нить, игла, шов
1
1
-
Всего учебных часов:
40
10
30
Календарно – тематическое планирование 1 год обучения
месяц/
дата/
срок
Сентябрь
1 неделя
тема
часы
Вводное занятие
1
Сентябрь
2 неделя
Игла, нить, понятия
1
Сентябрь
3 неделя
Шов «вперед
иголкой»
2
Сентябрь
4 неделя
Октябрь
1 неделя
Ниткография
6
содержание
формы
контроля
Ознакомление детей с
народным творчеством
вышивание.
Рассматривание работ.
Беседа о предметах и
инструментах, которыми
пользуется
вышивальщица.
Ознакомление
и
рассматривание иглы
для
вышивания:
строение, виды игл.
Рассматривание ниток:
мулине,
ирис,
х/б,
шерсть.
Способ
вдевания нити в иглу и
практическое
опробование способа
Рассматривание
иллюстраций работ,
швов, пооперационной
карты. Работа с
пооперационной картой.
Вдергивание нити в
иглу. Нанесение линии
на ткани. Выполнение
шва по операционной
карте.
Знакомство детей с
техникой вышивания
«Ниткография»,
особенности ее
выполнения, разбор
последовательности,
работа над
беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
примечание
Октябрь
2 неделя
Октябрь
3 неделя
Октябрь
4 неделя
Октябрь
5 неделя
Ноябрь
1 неделя
Ноябрь
2 неделя
Шов «строчка»
2
Ноябрь
3 неделя
Ноябрь
4 неделя
Вышивание
«Снеговика»
6
практическими
навыками.
Выполнение
практической работы по
теме: подготовка основы
работы, выполнение
разметки работы, подбор
нити и выполнение
работы
Выполнение
практической работы по
теме: подготовка основы
работы, выполнение
разметки работы, подбор
нити и выполнение
работы
Выполнение
практической работы по
теме: подготовка основы
работы, выполнение
разметки работы, подбор
нити и выполнение
работы
Выполнение
практической работы по
теме: подготовка основы
работы, выполнение
разметки работы, подбор
нити и выполнение
работы
Выполнение
практической работы по
теме: подготовка основы
работы, выполнение
разметки работы, подбор
нити и выполнение
работы
Рассматривание работы
швом «строчка». Разбор
выполнения шва.
Вдевание нити в иголку.
Нанесение линии на
ткань. Закрепление нити
в ткани и выполнение
шва по пооперационной
карте.
Выбор ткани с
нанесенным рисунком.
Выбор цветовой гаммы
вышивки. Выполнение
шва «строчка».
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Декабрь
1 неделя
Декабрь
2 неделя
Декабрь
3 неделя
Декабрь
4 неделя
Январь
3 неделя
Январь
4 неделя
Вышивание
салфетки
«Подарок маме»
6
Январь
5 неделя
Февраль
1 неделя
Февраль
2 неделя
Февраль
3 неделя
Февраль
4 неделя
Март
1 неделя
Свойства ткани
1
Март
2 неделя
Свойства
шерстяных ниток
1
Вдевание нити в иголку,
завязывание узелка.
Выполнение вышивки.
Вышивание по контуру
швом «строчка»
Вдевание нити в иголку,
завязывание узелка.
Выполнение вышивки.
Вдевание нити в иголку,
завязывание узелка.
Выполнение вышивки.
Вышивание по контуру
швом «строчка»
Вдевание нити в иголку,
завязывание узелка.
Выполнение вышивки.
Вышивание по контуру
швом «строчка»
Вдевание нити в иголку,
завязывание узелка.
Выполнение вышивки.
Вышивание по контуру
швом «строчка»
Выбор рисунка на ткани.
Выбор цветовой гаммы
рисунка.
Вдевание нити в иголку,
завязывание узелка.
Выполнение работы.
Вдевание нити в иголку,
завязывание узелка.
Выполнение работы.
Вдевание нити в иголку,
завязывание узелка.
Выполнение работы.
Вдевание нити в иголку,
завязывание узелка.
Выполнение работы.
Вдевание нити в иголку,
завязывание узелка.
Выполнение работы.
Сравнивание по:
гигроскопичности,
плотности, сменяемости,
на разрыв
Рассматривание мотка
ниток. Проверка на
прочность,
гигроскопичность,
плотность, удерживание
формы. Рассматривание
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Беседа
Март
3 неделя
«Полупомпон»
1
Март
4 неделя
Разрезание ткани
по нанесенным
меткам
1
Апрель
1 неделя
Шов «вперед
иголкой» с
перевивами
2
Апрель
2 неделя
Апрель
3 неделя
Май
1 неделя
Шов «через край»
2
изделия из шерстяных
тканей (помпоны)
Наматывание на форму
шерстяную нить.
Разрезание между
формами. Завязывание
по середине между
формами. Удаление
формы распушение
полупомпона.
Линии на ткани
нанесены по-разному:
сплошная линия, линия с
перерывами короткими
и длинными. Разрезание
четко по линиям. Ткань
придерживать левой
рукой ножницы держим
в правой.
Просмотр
разнообразных швов
«вперед иголкой» с
перевивами.
Проговаривание
алгоритма шва «вперед
иголкой».
Рассматривание схемы
выполнениями
перевивов.
Вдевание нити в иголку
Вышивание по лицевой
стороне швом «вперед
иголкой». Выполнение
перевивания одной
нитью, потом двумя
нитями, разными
цветами.
Понятие шва «через
край». Виды шва «через
край». Работа с
пооперационными
картами.
От края ткани провести
линию в 0,5 см.
Вдевание нити в иголку
и завязывание узла.
Выведение иглы с
изнанки на лицевую
сторону по линии,
обведение нити вокруг
края, выведение иглы в
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
ткань. Выполнение шва
до края салфетки.
Май
2 неделя
Вышивание
салфетки
7
Май
3 неделя
Май
4 неделя
Июнь
1 неделя
Июнь
2 неделя
Июнь
3 неделя
Июнь
4 неделя
Нить, игла, шов
1
Выбор рисунка на ткани.
Выбор цветовой гаммы,
вышивальных швов
Подготовка
инструментов к работе:
вдевание нити в иглу,
завязывание узелка.
Выполнение вышивания
салфетки.
Подготовка
инструментов к работе:
вдевание нити в иглу,
завязывание узелка.
Выполнение вышивания
салфетки.
Подготовка
инструментов к работе:
вдевание нити в иглу,
завязывание узелка.
Выполнение вышивания
салфетки.
Подготовка
инструментов к работе:
вдевание нити в иглу,
завязывание узелка.
Выполнение вышивания
салфетки.
Выполнение
вышивания салфетки.
Оформление работы в
рамку или обработка
края бахромой
Ответы на вопросы
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Контрольное
упражнение
Беседа
Педагогическое
наблюдение