Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Уникумы» является частью дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой
календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения.
Модуль 2 «От звука к букве» (первый год обучения) предполагает изучение
обозначения звуков, слов и предложений схемой. Написание букв, слогов и
слов. Чтение слогов, слов, предложений. Давать ответы развернутыми
предложениями.
Цель рабочей программы. Создание образовательной среды, способствующей
развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы
дошкольника.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих
основных задач:
Образовательные:
- формировать чёткие представления о школе и формах школьного
поведения;
- создавать необходимые условия, способствующие формированию
предпосылок определенных умений и навыков, познавательному,
эмоциональному, нравственному развитию ребёнка.
Развивающие:
- развивать
любознательность,
активность,
инициативность,
самостоятельность дошкольников;
- укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение
ребёнка к школе, желание учиться.
Воспитательные:
- воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства,
самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;
воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и
доброжелательность к людям;
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является
ориентация на развитие:
- творческого подхода к деятельности;
- исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности;
- потребности в самообразовании и саморазвитии;
- самостоятельности мышления;
- умения аргументировать свою позицию
Наиболее распространенные методы организации занятия в объединении:
- Объяснительно-иллюстративный, наглядный,
- Репродуктивный метод,
- Метод стимулирования и мотивации
- Метод создания проблемно-поисковых ситуаций,
- Метод создания ситуации успеха,
- Методы взаимоконтроля.
Ведущими приемами остаются:
- прием актуализации субъективного опыта;
- беседы.
При проведении занятий учитываются:
- дидактические требования к занятию;
- психологические требования к занятию;
- возрастные особенности учащихся;
- гигиенические требования к занятию;
- требования к технике безопасности на занятия.
Наглядные пособия:
Дидактическое обеспечение:
- рабочие тетради 5 – 6 лет
- цветные ручки
- цветные карандаши
-счетные палочки
- карточки с буквами, схемами
-простой карандаш
- раздаточный материал с заданиями
Модуль «От звука к букве»
Учебно-тематический план модуля
№
Название темы
Количество часов
Всего
теория
практика
1.
Звук, его графическое обозначение
1
1
2.
Слово
и
предложение,
их
графическое 2
обозначение
Гласные звуки и буквы, дающие твердость 5
согласного
Сонорные согласные
4
1
1
1
4
1
3
Гласные звуки и
согласного
Парные согласные
1
4
1
13
3.
4.
5.
6.
буквы, дающие мягкость 5
14
-
7.
Согласные «Й» и «Ц», «Х»
3
1
2
8.
Мягкий и твердый знаки
2
1
1
9.
Согласные и гласные буквы и звуки
3
-
3
10.
Что, где и почему
1
-
1
Всего учебных часов:
40
8
32
Календарно – тематическое планирование 1 год обучения
месяц/
тема
дата/
срок
Сентябрь Звук, его
1 неделя графическое
обозначение
Сентябрь Слово и
2 неделя предложение, их
графическое
обозначение
часы Содержание
1
2
Сентябрь
3 неделя
Сентябрь Гласные звуки и
4 неделя буквы, дающие
твердость
согласного
Октябрь
1 неделя
Октябрь
2 неделя
Октябрь
3 неделя
5
Знакомство с понятием
звук, схема звука
Рисование графического
обозначение звука
Знакомство с понятием
слово, предложение.
схема слова и
предложения.
Графическое обозначение
слова
Закрепление понятия
слово, предложение.
схема слова и
предложения. Рисование
графического
обозначения слова
Знакомство со звуком «А»
Определение места звука
в слове
Рисование матрешек
Написание буквы А
Выкладываем букву А
Знакомство со звуком «О»
Определение места звука
слове
Рисование мячей
Написание буквы О
Выкладываем букву О
Знакомство со звуком «У»
Изображение звука
Написание буквы У
Рисование крючочков
Выкладываем букву У
Знакомство со звуком
«Ы»
формы
контроля
Беседа
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Контрольное
упражнение
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
примечание
Октябрь
4 неделя
Октябрь
5 неделя
Согласные и
гласные буквы и
звуки
1
Ноябрь
1 неделя
Сонорные
согласные
4
Ноябрь
2 неделя
Ноябрь
3 неделя
Ноябрь
4 неделя
Декабрь
1 неделя
Согласные и
гласные буквы и
звуки
1
Декабрь
2 неделя
Знакомство с
гласными звуками и
5
Написание буквы Ы
На что похожа буква Ы
Выкладываем букву Ы
Знакомство со звуком «Э»
Написание буквы Э
Чтение звука Э
Выкладываем букву Э
Написание и определение
гласных звуков.
Составление слогов и
чтение АУ и УА
Знакомство с сонорной
буквой и звуком «Л»
Нахождение звука в слове
Игра «Назови первый звук
Написание буквы ЛА,
ЛО,ЛУ, ЛЫ, ЛЭ
Чтение слогов с буквой эЛ
Знакомство с сонорным
звуком «М»
Определение места звука
в слове
Написание буквы эМ
Слоговые домики
Чтение слогов МА, МО,
МУ, МЫ, МЭ
Знакомство с сонорным
звуком «Н»
Нахождение места звука в
слове
На что похожа буква эН
Написание буквы эН
Чтение слогов НА, НО,
НУ, НЫ, НЭ
Знакомство с сонорным
звуком «Р»
Изображение звука в
слове
Написание буквы эР
Чтение слогов РА,РО, РУ,
РЫ, РЭ
Написание и отгадывание
букв и звуков по
описанию.
Раскрашивание букв по
цветам (красный и синий)
Придумывание слов с
изученными гласными и
согласными звуками.
Знакомство с буквой «Я»
Изображение графически
буквы Я
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
буквами, дающие
мягкость согласного
Декабрь
3 неделя
Декабрь
4 неделя
Январь
3 неделя
Январь
4 неделя
Январь
5 неделя
Февраль
1 неделя
Парные согласные
14
Написание буквы Я
Чтение слогов, слов,
предложений
Графическое изображение
предложения
Отгадывание имени
девочки
Знакомство с буквой «Ю»
Изображение графически
буквы Ю
Написание буквы Ю
Чтение слогов, слов
Отгадывание имени
девочки и мальчика
Изображение графически
имен
Знакомство с буквой «Е»
Чтение слогов, слов с
буквой Е
Составление и
изображение графически
предложения
Написание буквы Е
Графическое изображение
буквы Е
Знакомство с буквой Ё
Графическое изображение
буквы Ё
Чтение слогов, слов
Написание буквы Ё
Знакомство со звуком «И»
Графическое изображение
звука И
Написание буквы И
Чтение слогов, слов
Игра «Предмет, схема,
слово»
Знакомство с парным
звукам «Г-Гь»
Графическое изображение
звуков «Г»
Написание буквы Гэ
Чтение слогов с буква Гэ
На что похожа буква Гэ
Знакомство с парным
звукам «К-Кь»
Графическое изображение
звуков «К»
Написание буквы Ка
Чтение слогов с буквой
Ка
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое Домашние
наблюдение
задание
выполнить
тему 17.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Февраль
2 неделя
Февраль
3 неделя
Февраль
4 неделя
Март
1 неделя
Март
2 неделя
Март
3 неделя
Март
4 неделя
Составление предложение
и изображение
графически предложения
Знакомство с парными
звуками «Т- Ть»
Графическое изображение
звуков «Т»
Написание букв Тэ
Чтение слогов
На что похожа
Знакомство с парными
звуками «Д- Дь»
Графическое изображение
звуков «Д»
Написание букв Дэ
Чтение слогов
На что похожа
Знакомство с парными
звуками «В – Вь»
Графическое изображение
звуков в словах
Написание букв Вэ
Знакомство с парными
звуками «Ф – Фь»
Графическое изображение
звуков в словах
Написание букв Фэ
На что похоже эти буквы
Фэ и Вэ
Знакомство с парными
звуками «З-Зь»
Графическое изображение
звуков в словах
Чтение слогов с парными
буквами Зэ
Записывание слов
Знакомство с парными
звуками «С – Сь»
Графическое изображение
звуков в словах
Написание парных букв
эС
Чтение слогов с парными
буквами эС
На что похожа буквы Сэ и
Зэ
Знакомство с парными
звуками «Б-Бь»
Графическое изображение
звуков в словах
Нахождение потерянной
буквы
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Апрель
1 неделя
Апрель
2 неделя
Апрель
3 неделя
Май
1 неделя
Май
2 неделя
Май
3 неделя
Май
4 неделя
Согласные «Й» и
«Ц», «Х»
3
Соединение картинки с
буквой
Написание букв Бэ
Чтение слогов, слов,
предложений
Знакомство с парными
звуками «П - Пь»
Графическое изображение
звуков в словах
Выкладывание буквы из
палочек
Написание букв Пэ
Чтение слогов, слов,
предложений
Знакомство с парными
звуками «Ж»
Графическое изображение
звуков в словах
Написание букв Жэ и
Чтение слогов
Знакомство с парными
звуками «Ш»
Графическое изображение
звуков в словах
Написание букв Ша
На что похожа буква Ша
Знакомство со звуками
«Ч»
Графическое изображение
звука в слове
Написание букв Чэ
Чтение слогов, слов
Соединение букв с
предметами
Знакомство со звуками
«Щ»
Графическое изображение
звука в слове
Написание букв Ща
Чтение слогов, слов
Соединение букв с
предметами
Знакомство со звуком «Х
– Хь»
Написание буквы Ха
Чтение слогов, слов с
буквой Ха
Чтение предложения
Знакомство со звуком «Ц»
Графическое изображение
звука «Ц»
Написание буквы Цэ
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Июнь
1 неделя
Июнь
2 неделя
Знакомство с
мягким и твердым
знаками
2
Июнь
3 неделя
Июнь
4 неделя
Что, где и почему
1
Чтение слогов и слов
Чтение стихотворение
Знакомство со звуком «Й»
Графическое изображение
звука в словах
Написание буквы Й
Чтение слов с буквой Й
Чтение стихотворения
Знакомство с мягким
знаком
Написание знака
Чтение слов с мягким
знаком
Игра «Предмет, слово,
схема»
Фонематический разбор
слова
Знакомство твердым
знаком
Написание твердого знака
Игра «Слово схема»
Дописывание слов и
чтение
Разгадывание ребуса
Буквы разбежались
Записывание
предложения
Дом от А до Я
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Беседа
Беседа