1. Общие положения
1.1. Настоящее положение (далее – положение) о проведении педагогической диагностики
достижения воспитанниками планируемых результатов освоения образовательной программы
дошкольного
образования
Березовском
муниципальном
автономном
дошкольном
образовательном учреждении «Детский сад №18» разработано на основании:
•
Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
(вступила в силу для СССР 15.09.1990);
•
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
•
приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
•
приказа Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
•
приказа Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
•
Методические рекомендации Минпросвещения от 21.07.2023 № б/н, п.16.
•
основной образовательной программы дошкольного образования БМАДОУ
«Детский сад № 18» (далее – ОП ДО),
• Уставом БМАДОУ «Детский сад № 18» (далее - ДОО).
1.2. Вопрос о проведении педагогической диагностики воспитанников, формах ее организации
и методах решает непосредственно ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО.
1.3. Педагогическая диагностика представляет собой систематический сбор, анализ и хранение
данных об индивидуальном развитии воспитанников ДОО, что обеспечивает своевременную
корректировку образовательного процесса.
1.4. Педагогическая диагностика достижений воспитанниками ДОО планируемых результатов
освоения ОП ДО (далее – педагогическая диагностика) направлена на изучение деятельностных
умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов
взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
1.5. В рамках педагогической диагностики педагоги ДОО проводят оценку индивидуального
развития детей и анализируют освоение ими содержания пяти образовательных областей:
• физическое развитие;
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие.
1.6. Проведение педагогической диагностики воспитанников ДОО не требует согласия их
родителей (законных представителей).
1.7. При необходимости квалифицированные специалисты ДОО (педагог-психолог) проводят
психологическую диагностику развития детей с целью выявить и изучить индивидуальнопсихологические особенности воспитанников.
2
1.8. Участие воспитанников ДОО в психологической диагностике допускается только с согласия
их родителей (законных представителей).
1.9. Результаты психологической диагностики специалисты ДОО используют для решения задач
психологического сопровождения и оказания адресной психологической помощи.
2. Основные цели, задачи и принципы педагогической диагностики
2.1. Цель педагогической диагностики – оценить индивидуальное развитие детей и получить
информацию об успешности освоения ими ОП ДО.
2.2. Задачи:
•
выявить особенности и динамику индивидуального возрастного развития каждого
ребенка;
•
составить на основе результатов диагностики индивидуальные образовательные
маршруты освоения ОП ДО;
•
скорректировать планирование, содержание и организацию образовательной
деятельности, совершенствовать РППС;
•
оптимизировать работу с группой детей.
2.3. Принципы педагогической диагностики:
•
принцип последовательности и преемственности – на начальном этапе освоения
детьми ОП ДО, а также при переходе их в следующую возрастную группу педагоги применяют
критерии и методы педагогической диагностики с учетом возраста детей и усложнения
образовательных задач и содержания образовательной деятельности;
•
принцип доступности – результаты педагогической диагностики доступны
родителям (законным представителям) воспитанников и педагогам, которые непосредственно с
ними работают, но не подлежат внешнему контролю, а в остальных случаях используются только
в обобщенном виде и не подлежат внешнему контролю;
•
принцип научности – в ходе педагогической диагностики педагоги выбирают
изучаемые показатели, диагностические методы, сроки и организацию обследования на основе
научных исследований;
•
принцип этичности – педагоги проводят педагогическую диагностику с
соблюдением этических норм и правил;
•
принцип оптимальности – педагоги организуют педагогическую диагностику без
нарушения режима пребывания детей в детском саду и минимальными усилиями получают
достаточное количество диагностической информации;
•
принцип системности и непрерывности – педагогическая диагностика проводится в
установленные сроки на протяжении всего периода пребывания детей в ДОО;
•
принцип динамичности – диагностический инструментарий, который применяют
педагоги, позволяет в установленные сроки провести педагогическую диагностику.
3. Организация проведения педагогической диагностики
3.1. Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) воспитанников:
•
позволяет фиксировать уровень актуального развития воспитанников и оценивать
их динамику;
•
учитывать зону ближайшего развития воспитанников по каждому из направлений;
3
•
позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без
условного разделения на разные возрастные этапы и при этом учитывать возрастные
закономерности развития на основе оценки изменений деятельности воспитанника;
•
учитывает представленные в ОП ДО целевые ориентиры, но не использует их в
качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
3.2. Педагогическая диагностика осуществляется во всех возрастных группах:
•
стартовая диагностика – на начальном этапе освоения ребенком ОП ДО в
зависимости от времени, когда он поступил в ДОО, и с учетом адаптационного периода – в
течение двух месяцев;
•
в начале и в конце учебного года (финальная диагностика) – на завершающем этапе
освоения ОП ДО в каждой конкретной возрастной группе с целью определения динамики
развития детей;
•
по запросу родителей (законных представителей) ребенка.
3.3. Результаты педагогической диагностики в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного
периода педагоги фиксируют с 1-го по 15-е число месяца.
3.4. Распределение функций при проведении педагогической диагностики воспитанников ДОО:
•
старший воспитатель обеспечивает условия для проведения объективной оценки
индивидуального развития детей: помогает выбрать диагностический инструментарий,
консультирует педагогов, которые испытывают сложности в проведении педагогической
диагностики и анализе ее результатов;
•
специалисты ДОО (музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре) проводят педагогическую диагностику по своему направлению развития
воспитанников; педагог-психолог, учитель – логопед, учитель - дефектолог – по своему
направлению развития воспитанников; анализируют результаты диагностики и определяют
задачи работы с детьми, в том числе индивидуальной, коррекционной;
•
воспитатели проводят оценку индивидуального развития детей в своих возрастных
группах, анализируют результаты педагогической диагностики и определяют задачи работы с
детьми, в том числе индивидуальной.
3.5. Педагогическая диагностика воспитанников ДОО осуществляется с помощью
малоформализованных методов диагностики: наблюдение, беседы, анализ продуктов детской
деятельности, специальные диагностические ситуации.
3.6. При анализе показателей возрастного развития детей используются универсальные маркеры
– «обычно», «изредка», «никогда», которые имеют следующие значения:
•
«обычно» (+) – означает, что данный показатель является типичным, характерным
для ребенка, проявляется чаще всего в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной
деятельности со взрослым;
•
«изредка» (+/–) – означает, что данный показатель не характерен для ребенка, но
проявляется в его деятельности и (или) поведении время от времени, чаще при создании
специальных ситуаций, провоцирующих его проявление;
•
«никогда» (–) – означает, что данный показатель не проявляется в деятельности и
поведении ребенка.
3.7. Большое количество маркеров «обычно» и «изредка» отражают уровень возрастной
нормы развития воспитанников ДОО. Преобладание маркеров «никогда» указывает на
необходимость организовать или усилить индивидуальную работу с ребенком с учетом
выявленных проблем по конкретному направлению или направлениям и взаимодействие с
родителями с целью достижения совместными усилиями положительной динамики.
4
3.8. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют
образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы и планируют
индивидуальную траекторию развития по образовательным областям обучающихся с особыми
образовательными потребностями.
3.9. В конце учебного года проводится финальная педагогическая диагностика, сравнительный
анализ результатов на начало и конец учебного года с целью определить эффективность
педагогических воздействий. По результатам педагогической диагностики с учетом выявленных
проблем проводится проектирование педагогического процесса на новый учебный год, а также
организация методической работы с педагогами.
4. Инструментарий педагогической диагностики
4.1. В качестве основных методов, которые позволяют выявить степень освоения
воспитанниками ОП ДО и оценить уровень их развития, используются:
•
наблюдение, которое дополняется свободным общением педагога с детьми,
беседами, играми, рассматриванием картинок;
•
диагностические беседы;
•
диагностические ситуации, включенные в образовательный процесс и режимные
моменты;
•
анализ продуктов деятельности детей;
•
диагностические беседы с родителями.
4.2. Наблюдение осуществляется педагогами во всех естественно возникающих образовательных
ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода детей в ДОО и ухода из него.
5. Ответственность работников, осуществляющих педагогическую диагностику
5.1. Педагоги ДОО несут ответственность:
•
за тактичное отношение к каждому ребенку во время проведения диагностических
мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации успеха;
•
ознакомление с итогами обследования воспитанников соответствующих
должностных лиц (в рамках их должностных полномочий);
•
соблюдение конфиденциальности;
•
качество проведения обследования воспитанников;
•
доказательность выводов по итогам диагностики воспитанников;
•
оформление
соответствующей
документации
по
итогам
проведения
диагностических мероприятий в установленные сроки.
6. Контроль
6.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития воспитанников
ДОО осуществляет старший воспитатель (методист) посредством:
•
ежедневного текущего контроля;
•
тематического контроля;
•
оперативного контроля.
6.2. В рамках контроля старший воспитатель (методист) организует посещение групп и анализ
образовательной деятельности, режимных моментов, обсуждение результатов с педагогами.
7. Документация
5
7.1. Педагоги осуществляют педагогическую диагностику в соответствии с п. 16 ФОП ДО.
7.2. Результаты наблюдения фиксируются, способ и форму их регистрации педагог выбирает
самостоятельно.
Данный локальный акт был принят с учетом мнения Совета родителей:
Протокол от 02.09.2024 года № 1
6