Структура
1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы.
2. Содержание программы.
2.1. Учебный план
2.2. Содержание тематического плана
Модуль 1 «Ладушки»
Модуль 2 «Клякса»
Модуль 3 «Разноцветье»
Модуль 4 «Паутинка»
Модуль 5 «Фантазеры»
2.3. Планируемые результаты
Модуль 1 «Ладушки»
Модуль 2 «Клякса»
Модуль 3 «Разноцветье»
Модуль 4 «Паутинка»
Модуль 5 «Фантазеры»
3. Организационно-педагогические условия программы.
3.1. Календарный учебный график
3.2. Условия реализации программы
3.2.1. Материально-техническое обеспечение
3.2.2. Информационное обеспечение (печатное и электронное)
3.2.3. Кадровое обеспечение.
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
4. Список литературы
Приложение
2
3
3
5
6
6
7
8
10
13
17
20
20
20
21
21
22
22
22
23
23
23
23
24
28
29
1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Нормативно – правовые основания разработки программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга»
разработана в соответствии с:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства
РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года №
533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
3
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года»
14. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции
развития дополнительного образования детей»,
15. «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
образовательных организациях» (методические рекомендации). Министерство образования
и молодежной политики свердловской области Государственное автономное нетиповое
образовательное учреждение Свердловской области «Дворец молодёжи» Региональный
модельный центр, Екатеринбург, 2022 Составитель: Н.Э.Климова, ст методист РМЦ;
16. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания». Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
17.Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06. 2019 № 70 – Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
18. Постановлением Правительства Свердловской области от 06.08.2019г. № 503 ПП «О
системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на
территории Свердловской области»
19. Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами БМАДОУ «Детский
сад №18».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга»
художественной направленности (далее по тексту – «Радуга») составлена с учетом
программы дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Цветные
ладошки. Нетрадиционные техники рисования» педагога дополнительного образования
Лыковой И.А.
Актуальность программы. Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче,
разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед
ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует
повышению интереса к изобразительной деятельности, способно вызвать положительный
эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные
впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед
ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует
повышению интереса к изобразительной деятельности, способно вызвать положительный
эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
Отличительной особенностью программы является использование более тридцати
нетрадиционных для дошкольного образования художественных техник, способствующих
развитию детской одаренности.
Адресат программы. Программа предусматривает обучение детей от 2 -х до 7 лет.
У детей в возрасте 2 – 3 лет совершенствуется наглядно – действенное мышление, в
конце года появляются основы наглядно – образного мышления. Дети продолжают осваивать
названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых,
ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Появление собственно изобразительной
4
деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение
изобразить какой – либо предмет. На третьем году жизни совершенствуется зрительные и
слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий:
осуществлять выбор 2 – 3 предметов по форме, величине и цвету.
В возрасте 3 – 4 лет у ребенка изобразительная деятельность зависит от его
представлений о предмете. Дети уже могут использовать цвет, начинает развиваться
воображение. Продолжает развиваться наглядно – действенное мышление. К концу
младшего возраста могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов.
У детей среднего дошкольного возраста значительное развитие получает
изобразительная деятельность. Рисунок становится детализированным и предметным,
совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Начинает
развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные
изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. К концу
среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым
совершенствуется ориентация в пространстве.
В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не
только решать задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов,
систематизируются представления детей. В возрасте 5 – 6 лет ребенок создает рисунки с
разным содержанием: жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации,
иллюстрации. Рисунок представляет собой схематичные изображения различных объектов,
но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и
динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображения
становятся более детализированными и пропорциональными.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в
изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более
детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся
различие между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится еще
более детализированным и пропорциональным. У детей 6 – 7 лет продолжает развиваться
восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько признаков.
Развивается образное мышление.
Режим занятий
Занятия проводятся с детьми 1 раз в неделю. Время занятий: для детей 2 – 3 и 3 – 4 лет – до
10 - 15 мин; 4 – 5 лет – 20 мин; 5 – 6 и 6 – 7 лет – до 30 минут.
Объем
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы составляет 180 учебных часов.
Срок освоения программы - 5 лет
Уровень сложности «Радуги»:
«Стартовый», который предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы;
Программа состоит из пяти «возрастных» модулей:
Модуль 1 «Ладушки» с детьми 2 – 3 лет.
Модуль 2 «Клякса» с детьми 3 – 4 лет.
Модуль 3 «Разноцветие» с детьми 4 – 5 лет.
Модуль 4 «Паутинка» с детьми 5 – 6 лет.
Модуль 5 «Фантазёры» с детьми 6 – 7 лет.
5
Учебные группы комплектуются в соответствии с учетом возраста и в количестве от 7
до 14 детей. Допускается формирование разновозрастной группы.
Формы обучения.
Обучение по «Радуге» осуществляется в индивидуально - групповой и групповой
форме.
Виды занятий:
- учебные занятия; - занятия – игра; - практическое занятие.
Формы подведения результатов
- беседы;
- практическое занятие.
1.2. Цель программы
Цель - формировать у детей дошкольного возраста эстетическое отношение к
окружающему миру и художественно-творческие способности в изобразительной
деятельности, обогащение духовного мира детей различными средствами.
Задачи
Образовательные:
1.Формирование представлений нетрадиционных техникам рисования.
2.Овладевать основами, умениями работы различными нетрадиционными видами
рисования, формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности,
саморазвитию.
3.Обогащать знания детей через изучение нетрадиционных техник рисования.
4.Овладевать умениями применять в дальнейшей жизни
полученные знания.
Развивающие:
1.Повышать уровень навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ.
2.Активизировать имеющейся опыт на основе полученных знаний об окружающем
мире в ДОУ, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями.
3.Формировать способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов
выполнения.
4.Развивать опыт и творческую деятельность в создании новых форм, образцов, поиске
новых решений в создании композиций.
5.Развивать способность личному самоопределению и самореализации в дальнейшей
жизни.
Воспитательные:
1.Воспитывать умения правильно передавать свои впечатления от окружающей
действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.
2.Развивать способность преодолевать затруднения, замечать и исправлять
допущенные ошибки.
3.Развивать понимание зависимости качества выполнения изображения от знания
предмета.
2. Содержание программы
2.1. Учебный план
Модули
Трудоемкость (количество
академических часов)
Всего
Теория практика
6
Формы (входная и
итоговая) аттестации
Наблюдение, беседа
Ладушки
36
8
28
Наблюдение, беседа
Клякса
36
Разноцветие
11
36
25
13
23
Контрольное
упражнение
36
15
21
Контрольное
упражнение
Фантазёры
36
7,25
28,75
Контрольное
упражнение
Всего
180
37,15
142,85
Паутинка
1 академический час равен времени занятия в зависимости от возраста детей и в соответствии с
СанПин.
Содержание тематического плана
Модуль 1 «Ладушки»
№ Раздел/тема
всего
теория
практика
Рисование пальчиками,
ладонью
Оттиск пробкой,
поролоном, смятой бумагой
13
2
11
6
1
5
5
1
4
4
Печатание листьями,
печатками
Тычок
3
1
2
5
Бумагопластика
4
1
3
6
Свечой, восковыми мелками
3
1
2
7
Ватными палочками,
природными материалами
Итого:
2
1
1
36
8
28
1
2
3
Формы
аттестации
(контроля)
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Содержание тематического плана:
Тема 1. Техника рисования пальчиками, ладонью (13 ч) Теория (2 ч)
Содержание и форма занятий. Внешний вид. Режим занятий.
Практика (11ч)
Организация группы. Знакомство с детьми. Беседа с родителями. Диагностика. Знакомство с
техникой рисования пальчиками, ладонью. Показать приемы получения точек и коротких линий,
наносить ритмично точки по всю поверхность листа; выполнять широкие мазки пальцем, концом
пальчика – прямые линии. Наносить краску быстро и делать отпечатки.
7
Тема 2. Оттиск пробкой, поролоном, смятой бумагой (6 ч)
Теория (1ч)
Знакомство с техникой «оттиск различными материалами».
Практика (5ч)
Рисование поролоном при покрытии большой поверхности; для четких границ и детализации рисунка
- пробкой, придание предмету фактурности - смятой бумагой.
Тема 3. Печатание листьями и печатками (5 ч)
Теория (1) Печатание
листьями и печатками.
Практика (4 ч)
Окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Украшать простые формы предметов, равномерно
наносить на поверхность.
Тема 4. Тычок (3ч)
Теория (1ч)
Знакомство с техникой «тычок». Особенности выполнения.
Практика (2ч)
Наиболее выразительно, фактурно отображать в рисунке облик животных, придавать
предметам объемность.
Тема 5 Бумагопластика (скатывание бумаги) (4ч)
Теория (1)
Упражнять в скатывании шариков из бумаги и салфеток.
Практика (3)
Скатывание и комкание в шарики полосок салфеток и квадраты бумаги. Приклеивание шариков на
силуэт. Формирование навыки аппликации.
Тема 6. Свеча и восковые мелки. (3ч)
Теория (1ч) Знакомство
со свечой, восковыми мелками.
Практика (2ч)
Работа с графическими материалами, развивать чувство ритма. Наносить краску в один или
несколько слоев.
Тема 7. Рисование ватные палочки, природными материалами (2ч)
Теория (1 ч) Способы работы с ватными палочками и крупами.
Практика (1ч)
Использование ватных палочек вместо кисти, получение более мелких ритмичных точек,
создание рисунка точкой. Придание фактурности и объема при рисовании крупами.
Модуль 2. «Клякса»
№
1
2
Раздел/тема
Печатание листьями и
печатками
Рисование пальцами и
ладонью
всего
теория
практика
3
1
2
6
1
5
8
Формы
аттестации
(контроля)
Педагогическое
наблюдение,
Педагогическое
наблюдение
3
Пластилинография
2
1
1
4
5
4
4
1
1
3
3
6
Тычок и оттиск
Рисование по – мокрому,
набрызг
Рисование линией
3
1
2
7
8
Техника растирания
Самостоятельное рисование
2
6
1
2
1
4
9
Рисование природными
материалами, нитью,
восковыми мелками и
свечою
Бумагопластика
4
1
3
2
1
1
36
11
25
10
Итого:
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Контрольное
упражнение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Содержание тематического плана:
Тема 1. Печатание листьями и печатками (3 ч)
Теория (1ч)
Способы печатания листьями и печатками.
Практика (2ч)
Смешивание краски прямо на листьях или печатками при печати. Совершенствование умения
и навыков в свободном экспериментировании материалами
Тема 2. Рисование пальцами и ладонью (6 ч)
Теория (1ч) Закрепление
рисования пальцами и ладонью.
Практика (5ч)
Рисование знакомых предметов различных форм, закрашивание предметов ритмичными
точками, рисование ладонью и дорисовывание до определенного образа.
Тема 3. Пластилинография (2ч)
Теория (1ч) Знакомство
с техникой пластилинографией.
Практика (1ч)
Размазывание пластилина по контуру предмета ровным слоем, используя пальцы руки.
Тема 4. Тычок и оттиск (2ч)
Теория (1ч) Техника
выполнения тычка и оттиска.
Практика (1ч)
Прорисовываные контура создавая фактурность предмета тычком, используя разную силу
надавливания на кисть.
Тема 5. Рисование по – мокрому, набрызг (4 ч)
Теория (1ч)
9
Знакомство с техникой рисования по – мокрому, набрызг Практика
(3ч)
Изучение свойств акварели. Закрашивание листа, используя мокрую поверхность, добиваясь
оттенков цвета.
Тема 6. Рисование линией (3 ч)
Теория (1ч) Рисование
геометрических фигур.
Практика (2ч)
Преобразование геометрической фигуры в различные предметы. Создание цветочной
композиции используя трафарет. Обведение трафарета цветным карандашом, опираясь на
образец.
Тема 7. Техника растирания (2ч)
Теория (1ч) Создание
рисунка путем растирание точки.
Практика (1ч)
Рисование цветка способом растирание точки. Смешивание двух цветов для получения
контрастности лепестков цветка.
Тема 8. Самостоятельное рисование (6 ч)
Теория (2ч)
Знакомство с сочетанием цветов, проговаривание своей идеи рисунка, выбор техник и
материалов.
Практика (4 ч)
Рисование на тему используя технику рисования на выбор.
Тема 9. Рисование природными материалами, нитью, восковыми мелками и свечою (4ч)
Теория (1ч)
Рисование новыми материалами и повторение знакомых техник. Практика
(3ч)
Использование восковых мелков и свечи для создание новых образов, подчеркивая контуры
и оттеняя предметы в целом. Использование соли придает фактурность рисунку и создает
неповторимый образ картины. Рисование нитью помогает прочувствовать ритм и
неповторимость фактуры линии.
Тема10.Бумагопластика (2ч)
Теория (1ч)
Скатывание бумаги
Практика (1ч)
Использование скатывание бумаги в жгут и приклеивание на изображение, создавая
объемность предмета. Дорисовывание рисунка акварелью и мелками. Создание цветочной
композиции.
Модуль 3. «Разноцветие»
№
Раздел/тема
всего
10
теория
практика
Формы
аттестации
(контроля)
Печатание листьями,
тычок
и
оттиск,
томпонирование
Рисование пальцами и
ладонью
Пластилинография
4
1
3
Контрольная
упражнение
4
1
3
3
1
2
4
Рисование природными
материалами
2
1
1
5
Рисование по – мокрому,
набрызг
Рисование нитью, по ткани
2
1
1
4
1
3
3
1
2
8
Рисование ватными
палочками
Обрывная мозаика
Контрольное
упражнение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Беседа
2
1
1
9
Декоративное рисование
3
1
2
10
Кляксография
3
1
2
11
Бумагопластика
2
1
1
12
Самостоятельная
рисование
Монотипия
2
1
1
2
1
1
36
13
23
1
2
3
6
7
13
Итого:
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Содержание тематического плана:
Тема 1.Печатание листьями, тычок и оттиск, томпонирование (4ч)
Теория (1ч) Печатание новыми материалами.
Практика (3ч)
Отрабатывание тычка и оттиск знакомыми материала, выполнение томпонирование кистью
из поролона. Набирать немного краски и надавливать по замыслу рисунка, получая оттенки
цвета.
Тема 2.Рисование пальцами и ладонью (4ч)
Теория (1ч)
Совершенствование умения рисования ладонью, пальчиками. Практика
(3ч)
Отрабатывание умения рисовать ладонью и пальчиками, уметь набирать необходимое
количество краски, создавать более детализированные рисунки, использовать всю ладонь.
Тема 3.Пластилинография (3ч)
Теория(1ч) Рисование
пластилином.
Практика(2ч)
11
Отрабатывать технику размазывания столбика, создание различных образов, выбирать
разные цветовые решения для более точной характеристика предмета.
Тема 4. Рисование природными материалами (2ч)
Теория (1ч)
Использование объемных материалов. Природные материалы: опилки, крупы Практика
(1 ч)
Использование опилок и круп для создание образа и объемности рисунка. Умение
пользоваться клеем, соблюдение техники безопасности при работе с сыпучими материалами.
Тема 5. Рисование по – мокрому, набрызг (2ч)
Теория (1ч)
Рисование цветов в технике по – мокрому. Использование набрызга в рисунках для создание
образности.
Практика (1 ч)
Наносится небольшой слой воды, набирается большое количество акварельной краски и
разнонаправленными движениями рук проводятся линии средней толщины. Проводят линии
создавая цветок. Оформление работы продолжить после высыхание краски. Фон может быть
однотонным или выполнен в технике набрызга.
Тема 6.Рисование нитью, по ткани (4ч)
Теория (1ч)
Знакомство со свойствами нити, ткани. Способность впитывания клея, воды. Практика
(3ч)
Создание контура рисунка. Выбрать цвет краски. Рисование по ткани проходит по принципу
по – мокрому или красками по ткани. Перед рисованием нитью повторяется техника
безопасности работы с ножницами и клеем. Обращается внимание на аккуратность и
внимательность. Нить нарезают небольшими кусочками и в небольшом количестве и
приклеиваются близко к друг другу. При необходимости повторяют, до полного закрытия
рисунка нитью.
Тема 7. Рисование ватными палочками (3ч)
Теория (1ч)
Совершенствование рисование ватными палочками. Научить детей самим собирать
несколько палочек в пучок.
Практика (2ч)
Отрабатывается навык рисования ватными палочками. Предлагается детям попробовать
самим создать кисть из ватных палочек. Использовать кисть при рисовании предметов и
создание законченности рисунка. Краска набирается на кончик палочек и ставится отпечаток
на листе.
Тема 8. Обрывная мозаика(2ч)
Теория (1ч)
Показать технику обрывной аппликации. Рассмотреть творческие работы обрывной
аппликации.
Практика (1ч)
Отработать с детьми способы обрывания листа для аппликации. Обрывание кусочка бумаги
выполняется с краю листа, форма кусочков примерно одинаковая среднего размера. Место
12
подбирается путем приложения. Только потом наноситься клей и приклеивается.
Расстояние между кусочками бумаги небольшое, равномерное.
Тема 9.Декоративное рисование(3ч)
Теория (1ч)
Рассказывается о народном промысле росписи. Рассматриваются изображения народных
росписей. Их характерные признаки, цветовая гамма. Практика (2ч)
Отрабатывается набор цвета на кисть, выполняются отдельные элементы росписи. По
образцу рисуется узор, соблюдая ритмичность рисунка. Набирается краска по мере
необходимости.
Тема 10.Кляксография (3ч)
Теория(1ч)
Знакомство с кляксографией. Особенности ее выполнения. Материалы и инструменты для ее
выполнения. Рассматривание творческих работ и их обсуждение. Практика (2ч)
Отработка набирание в пипетку краски и капание на лист бумаги. Рассматривание
полученной капли и ее дорисовка до определенного предмета, образа. Для создания
композиции используется несколько цветов и оттенков краски. Работа оформляется после
высыхания.
Тема 11. Бумагопластика (2ч)
Теория (1ч) Совершенствование
работы с бумагой.
Практика (1ч)
Закрепить умение правильно сжимать бумагу, набирать краску и оставлять оттиск.
Отрабатывать умение расположения предмета в определенном месте по задумке.
Тема 12. Самостоятельная рисование (2ч)
Теория (1ч)
Совершенствование рисования несколькими техниками.
Практика (1ч)
Самостоятельно использовать знакомые техники. Развивать координацию движения рук.
Заполнять середину и углы рабочей поверхности. Выбор необходимых материалов и
инструментов. Аккуратность при работе.
Тема 13.Монотипия(2ч)
Теория (1ч)
Знакомить детей с симметрией. Показать на примере работ. Показать способы
дорисовывания цветовых пятен до предметов.
Практика(1ч)
Предлагается угадать загадки от краски и дорисовать предмет. Рисование краской и кистью
использование разных линий и точек. Набирать на кисть краски небольшое количество,
промывать кисть в воде и удалять лишнюю воду примакивая к салфетке.
Модуль 4. «Паутинка»
№
Раздел/тема
всего
13
теория
практика
Формы
аттестации
(контроля)
1
Предметная монотипия
2
1
1
2
Кляксография
3
1
2
3
3
1
2
4
5
Печатание фруктами,
растениями
Тычок , оттиск
Мыльные пузыри
2
2
1
1
1
1
6
Восковые карандаши, свеча
2
1
1
7
2
-
2
8
Рисование пальчиками,
ладонью,
Рисование по шаблону
2
1
1
9
Набрызг, по - мокрому
3
1
2
10
Пастель
2
1
1
11
Самостоятельная работа
3
1
2
12
13
3
2
2
1
1
1
14
ОЭД
Рисование природными
материалами
Коллаж
2
1
1
15
Ниткография
3
1
2
Итого:
36
15
21
Педагогическое
наблюдение
Контрольное
упражнение
Беседа
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Контрольное
упражнение
Педагогическое
наблюдение
Контрольное
упражнение
Педагогическое
наблюдение
Контрольное
упражнение
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Содержание тематического плана:
Тема 1. Предметная монотипия (2ч)
Теория (1ч)
Показать множество техник монотипии. Характерные черты предметной монотипии.
Практика (1ч)
Сгибание листа пополам, рисование 1\2 части предмета. На кисть набирается большое
количество краски, рисование в быстром темпе. Затем складывание пополам листа и
придавливание с умеренным усилением по всему рисунку, переставляю руки.
Разворачиваем и дорисовываем по необходимости.
Тема 2. Кляксография (3 ч)
Теория (1ч)
Вспоминаем технику выполнения. Рассматриваем картины по теме. Выбираем основные
цвета работы.
Практика (2ч)
14
Рисование капли пипеткой. Дорисовывание деталей объектов, полученных спонтанного
изображения, придание законченности детского творчества. Мазки выполняются ритмично.
Тема 3. Печатание фруктами, растениями (3ч)
Теория (1ч)
Познакомить с новыми печатками: фрукты, растения (веточки, цветы). Особенность
выполнения печатания эти материалами.
Практика (2ч)
Рисунок выполняется на белый или цветной фон. Набирание краски на будущую фруктовую
печать, растения окунаем в ванночку с краской. Прижимаем к листу и немного поддержать.
Убрать печать и растения горизонтально вверх. Возможно с небольшим сдвигом в стороны
на выбор ребенка.
Тема 4. Тычок, оттиск (2ч)
Теория (1ч) Вспомнить
технику выполнения.
Практика (1ч)
Самостоятельно выполняют тычок, используя жесткую кисть. Для оттиска выбирается
материал для более полного фактурного изображения объектов.
Тема 5. Мыльные пузыри (2ч)
Теория (1ч)
Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Показать рисование
мыльными пузырями как законченный рисунок или фоном для будущей работы. Практика
(1ч)
Проговорить технику безопасности работы с мылом. В воду с краской добавляется жидкое
мыло. Создать мыльную пену с помощью трубочки. Лист бумаги приложить на мыльные
пузыри, перевернуть и дать высохнуть работе. Если необходимо разные цвета пузырей
повторяем снова.
Тема 6. Восковые карандаши, свеча (2ч)
Теория (1ч)
Обратить внимание на работу восковыми мелками. Особенность работы с ними. Практика
(1ч)
Стремиться передавать образ предметов, держим мелки и проводим линию не сильно
надавливая на грифель мелка. Прорисовывать предмет: линия четкая и непрерывная.
Тема 7. Рисование пальчиками, ладонью (2ч)
Практика (2ч)
Самостоятельно рисовать ладонью и пальчиками. Набирать необходимое количество краски.
Прорисовывать детали объекта.
Тема 8.Рисование по шаблону (2ч)
Теория (1ч)
Систематизировать представления о строение сложных предметов. Использовать
геометрические шаблоны для творческой работы.
Практика (1ч)
Обрисовывание готовых шаблонов разных геометрических фигур. На карандаш не давим
сильно, линии проводим ровные прорисовывая все углы.
15
Тема 9.Набрызг, по – мокрому (3 ч)
Теория (1ч) Рассматривать
работы рисования по – мокрому.
Практика (2ч)
Использовать широкую кисть для нанесения воды на поверхность листа, набирать краску на
кисть, прорисовывать крупные детали работы. Мелкие детали прорисовывать после
высыхания и тонкими линиями.
Тема 10. Пастель (2ч)
Теория (1ч) Знакомство
с пастелью, ее свойствами, характером линий. Практика (1ч)
Рисование ветки четкими, темными и светлыми линиями, рисование цветка и
растушевывание лепестков легкими короткими движениями пальца руки, придавая
овальную форму. Заканчиваем работу прорисовывая листья, ветки.
Тема 11. Самостоятельная работа (3ч)
Теория(1ч)
Проговариваем тему рисования и возможный выбор материала и инструментов. Практика
(2ч)
Подготовка к работе. Выполнение наброска рисунка (при необходимости), следит за
правильностью выполнения выбранной техники. Использование акварели и гуаши, пастели.
Тема 12. ОЭД (3ч)
Теория(2ч)
Понятие ОЭД. Особенности деятельности при ОЭД. Техника безопасности. Алгоритм
проведения эксперимента. Применение результатов эксперимента в творческих работах.
Понятие симпатические чернила, гигроскопичность ткани. Практика
(1ч)
Изучение свойства ткани, нанесение воска на ткань, проверка свойств ткани. Использование
различных жидкостей: пишут и рисуют крахмалом, опускают нарисованной стороной в
разведенный заранее йод. Достаем и видим, что рисовали.
Тема 13. Рисование природными материалами (2ч)
Теория (1ч)
Способы использование природных материалов для создания образа предмета, создание
объемности и фактурности творческой работы.
Практика (1ч)
Соль используется для придания работы легкости, прозрачности; опилки для объемности и
фактуры материала изображенного предмета; ткань передает графический узор, текстуру;
макароны и крупы придают работе необычность, фактурность.
Тема 14. Коллаж (2ч)
Теория (1ч)
Понятие коллаж. Техника выполнения. Особенность выполнения. Практика
(1ч)
Рисовать предмет любым способом и материалом, вырезать ножницами. Приклеивать на
поверхность коллажа в определенном порядке. Дорисовывать детали.
16
Тема 15. Ниткография (3ч)
Теория (1ч)
Понятие ниткография. Техника выполнения. Рассматривание творческих работ техникой
ниткографии.
Практика (2ч)
Отрезание средней длины нити. Окрашивание ее гуашью (одним цветом или несколькими),
выкладывание нить узором. Накрывать лист бумаги другим, придавливать рукой, второй
тянуть нить из - под бумаги. Поднимать лист и смотреть что получилось. При
необходимости дорисовывать до законченного образа.
Модуль 5. «Фантазёры»
№
Раздел/тема
всего
теория
практика
1
Пейзажная монотипия
2
1
1
2
3
Цветоведение
Клясография
2
2
1
1
1
1
4
Печатание, ватные палочки
2
-
2
5
Набрызг, оттиск
2
-
2
6
Мыльные пузыри
2
1
1
7
8
Восковые мелки
Коллаж
2
2
1
1
1
1
9
Фроттаж(затирание)
2
1
1
10
11
12
Бумагопластика
По – мокрому
Пастель
2
2
2
1
1
2
1
1
13
Рисование палочкой
2
1
1
14
Рисование фольгой
2
1
1
15
2
1
1
16
Использование бытовых
предметов
Рисование углем
2
1
1
17
18
Природные материалы
Самостоятельная работа
2
2
1
1
1
1
36
15
21
Итого:
Содержание тематического плана:
17
Формы
аттестации
(контроля)
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Контрольное
упражнение
Контрольное
упражнение
Контрольное
упражнение
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Контрольное
упражнение
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Контрольное
упражнение
Педагогическое
наблюдение
Беседа
Контрольное
упражнение
Тема 1. Пейзажная монотипия (2ч)
Теория (1ч)
Понятие пейзажная монотипия. Отличительные признаки пейзажной и предметной.
Практика (1ч)
Рисование акварельной краской без детальной прорисовки предметов и с дорисовкой
предметов.
Тема 2. Цветоведение (2ч)
Теория (1ч)
Понятие термина цветоведения. Гармоничное сочетание цвета. Составление таблицы
сочетающийся цветов.
Практика (1ч) Рисование
по цветовой таблице дерева.
Тема 3. Клясография (2ч)
Теория (1ч)
Закрепить знания о выполнении рисунков в технике кляксографии. Показ выразительности
кляксографии.
Практика (1ч)
Капать из пепетки несколько капель на небольшом расстоянии разных цветов. Дорисовывать
детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения.
Тема 4. Печатание, ватные палочки (2ч)
Практика (2ч)
Набирать краску на печатки, и ватные палочки, выполнять узор в соответствии с задумкой.
Ритм и четкость выполнения.
Тема 5. Набрызг, оттиск(2ч)
Практика (2ч)
Выполнять набрызг, используя зубную щетку, брызги направлены от себя. Гуашь
использовать при выполнения оттиска. Лист поднимать горизонтально не сдвигая в стороны,
для более четкого рисунка.
Тема 6. Мыльные пузыри(2ч)
Теория (1ч)
Повторить способы выполнения мыльных пузырей. Технику безопасности при работе с
мыльным раствором.
Практика (1ч)
Делать пузыри через трубочку, прикладывать лист на пузыри, снимаем. Выполняем эти
действия до тех пор, пока не будет на листе 3-4 цвета мыльных пузырей.
Тема 7. Восковые мелки(2ч)
Теория (1ч)
Напоминаем о правилах рисования восковыми мелками, закрепляем умение пользоваться
ножницами, трафаретами и клеем.
Практика (1ч)
Обвести по трафарету объект, прорисовывать восковыми карандашами ровные линии в
одном направлении, закрасить объект. Стряхнуть после раскрашивания крошки воскового
мелка.
18
Тема 8. Коллаж(2ч)
Теория (1ч)
Рассматриваем иллюстрации в технике коллаж. Определяем фон, материалы Практика
(1ч)
Вырезаем по контуру работы, приклеиваем на фон заранее изготовленный, создаем коллаж.
Тема 9. Фроттаж (затирание) (2ч)
Теория (1ч)
Рассматриваем картины. Сравниваем с другими техниками. Понятие фроттаж. Практика
(1ч)
Выбирать рисунок на плоском рельефном предмете. На выбранный рисунок положить лист
бумаги, ткани и штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат –
оттиск, имитирующий основную фактуру.
Тема 10. Бумагопластика (2ч)
Практика (2ч)
Комкать бумагу, набирать краску снять лишнюю краску и начинать рисовать объект, либо
затонировать фон.
Тема 11. По – мокрому(2ч)
Теория (1ч)
Просматриваем рисунки в технике «по – мокрому». Сравниваем способ выполнения: фон и
рисунок.
Практика (1ч)
Широкой кистью нанести воду, затем набрать на кисть краску и провести зигзагообразные
линии. Несколько цветов. Высушить и оформить в рамку.
Тема 12. Пастель(2ч)
Теория (1ч)
Вспоминаем способы работы с пастелью. Рассматривание фото, картин и иллюстраций
восхода солнца.
Практика (1ч)
Пастелью нарисовать линии разным нажимом, получить оттенки цвета. Использовать
несколько цветов для создания картины. Растушевать смежные цвета.
Тема 13. Рисование палочкой(2ч)
Теория (1ч)
Знакомство с тушью и деревянной палочкой. История возникновения карандаша. Практика
(1ч)
Опустить в тушь заостренный конец деревянной палочки. Провести линии деревянной
палочкой. При необходимости набирать тушь на заостренный конец деревянной палочки.
Создать образ салюта. Для каждого цвета использовать новую палочку.
Тема 14. Рисование фольгой(2ч)
Теория (1ч)
Просматриваем видео ролик с техникой рисование фольгой. Сравниваем техники рисования
мятой бумагой и фольгой.
Практика (1ч)
19
Сминать средней плотности шарик. Нанести краску на лист бумаги и шариком фольги
растянуть краску по всему листу. Дать немного подсохнуть краске. Продолжить рисовать
дерево кистью. Новым шариком фольги рисовать цветы.
Тема 15. Использование бытовых предметов(2ч)
Теория (1ч)
Понятие бытовые предметы. Способы рисование ими.
Практика (1ч)
Краску положить в ванночки, набрать краску на вилку и рисовать крону деревьев, ствол
прорисовывать кистью. Использовать несколько цветов.
Тема 16. Рисование углем(2ч)
Теория (1ч)
Рассматривание картин, нарисованных углем. Свойства угля. История рисования углем.
Практика (1ч)
Взять уголь и рисовать. Создать графическое изображение предметов.
Тема 17. Природные материалы(2ч)
Теория (1ч)
Сравниваем природные материалы и бытовые предметы. Способы рисования ими.
Сравниваем изображения этими материалами и предметами. Практика
(1ч)
Рисовать акварелью рисунок и посыпать солью. После высыхания стряхнуть лишнюю соль.
При рисовании крупами нанести клей по поверхности предмета и насыпать(выложить)
крупу. При необходимости покрыть крупу акварелью.
Тема 18. Самостоятельная работа(2ч)
Теория (1ч)
Выбираем технику рисования творческой работы. Уточняем технику выполнения работы.
Практика (1ч)
Рисовать выбранной техникой, соблюдать технологию. Соблюдать технику безопасности
при работе с ножницами, клеем, жидким мылом.
2.3. Планируемые результаты
Модуль 1. «Ладушки»
Обучающиеся умеют:
• рисовать пальчиками, тычком, свечой, печатанием листика, мятой бумагой,
ватными палочками;
• соблюдать технику безопасности.
Обучающиеся знают:
• техники рисования: пальчиком, ватными палочками, тычком, бумагой
Личностные результаты:
• проявляют интерес к изобразительным материалам и желание действовать
инструментами.
Модуль 2. «Клякса»
Обучающиеся умеют:
20
• рисовать свечой, восковыми мелками, пластилинографикой, печатанием
листьями, пальчиками, ладонью;
• называть технику рисования творческой работы.
Обучающиеся знают:
• разнообразие техник рисования;
• основные цвета цветовой гаммы; Личностные результаты:
• проявляют интерес к изобразительной деятельности
• характерно проявление непосредственности в выразительных образах,
живости детского восприятия.
Модуль 3 «Разноцветие»
Обучающиеся умеют:
• представление о цветовой палитре;
• рисовать по – мокрому, томпонированием, линогравюрой, раздуванием пятна,
кляксой, ватными палочками, опилками;
Обучающиеся знают:
• возможности сочетания нетрадиционных технологий, художественных
материалов и инструментов для создания законченного образа, темы, композиции.
Личностные результаты:
• расширен опыт применения полученных знаний об окружающем мире.
Модуль 4 «Паутинка»
Обучающиеся умеют:
• рисовать монотипией, кляксографией, мыльными пузырями, стеклом,
пастелью, крупой,
оттиском
ткани, свечой,
набрызгом, печатью
овощами,
ниткографией, смешиванием цветов, макаронными изделиями;
• представление о цветовой палитре;
• отличить способы рисования мыльными пузырями от рисования стеклом;
печатью овощами оттиском тканью; набрызгом от пастелью;
• находить адекватные выразительно – изобразительные средства для создания
художественного образа;
• способны к свободному экспериментированию (поисковым действиям) с
художественными материалами и инструментами, в том числе нетрадиционными;
• оценивать свою работу;
• применять опыт в создании творческих работ, композиций;
• отличить теплые от холодных цветов и оттенков.
Обучающиеся знают:
• многообразие техник рисования;
• основы сочетание цветов между собой, контрастные цвета;
• возможности сочетания нетрадиционных технологий, художественных
материалов и инструментов для создания законченного образа, сюжета, темы,
композиции;
• основы цветоведения, деления цвета и оттенков на теплые и холодные тона.
Личностные результаты:
• расширен опыт применения полученных знаний об окружающем мире;
• характерно проявление индивидуальности в применении продуктов
творческой деятельности;
• проявляют готовность и способность к саморазвитию;
• способны творчески мыслить.
21
Модуль 5. «Фантазёры»
Обучающиеся умеют:
• рисовать монотипией предметной, кляксографией, печатанием, набрызгом,
мыльными пузырями, восковыми карандашами, затиранием, точкой, пастелью, углём,
фольгой, мятой бумагой;
• отличить способы рисования по – мокрому от рисования мыльными пузырями;
тычком и смятой бумагой; рисования солью от рисования крупой;
• оценивать свою работу;
• применять опыт в создании творческих работ, композиций;
• находить адекватные выразительно – изобразительные средства для создания
художественного образа;
• способны к свободному экспериментированию (поисковым действиям) с
художественными материалами и инструментами, в том числе нетрадиционными; •
соблюдать правила техники безопасности; • отличить теплые от холодных цветов и
оттенков.
Обучающиеся знают:
• многообразие техник рисования;
• возможности сочетания нетрадиционных технологий, художественных
материалов и инструментов для создания законченного образа, сюжета, темы,
композиции; • основы цветоведения, деления цвета и оттенков на теплые и холодные
тона. Личностные результаты:
• расширен опыт применения полученных знаний об окружающем мире;
• характерно проявление индивидуальности в применении продуктов
творческой деятельности;
• проявляют готовность и способность к саморазвитию;
• способны творчески мыслить.
3. Организационно-педагогические условия программы
3.1. Календарный учебный график
год
обучения
Дата
начала
обучения
1 год
1сентября
Дата
окончания
обучения
31 мая
Количество
учебных
недель
36
Количество
учебных
дней
36
Количество
учебных
часов
36
2 год
1сентября
31 мая
36
36
36
3 год
1сентября
31 мая
36
36
36
4 год
1сентября
31 мая
36
36
36
5 год
1сентября
31 мая
36
36
36
каникулы: 1 июня – 1 сентября
22
Режим
занятий
1 занятие
по 1 часу
в неделю
1 занятие
по 1 часу
в неделю
1 занятие
по 1 часу
в неделю
1 занятие
по 1 часу
в неделю
1 занятие
по 1 часу
в неделю
3.2. Условия реализации программы
3.2.1.Материально - техническое обеспечение
Организация образовательного процесса происходит в кабинете №4
Учебный кабинет (включая типовую мебель)
Проектор с экраном (мультимедиа) - требуется 1 комплект на группу
Бумага для творчества (цветная) - требуется 10 листов формата А4 на группу
Бумага А4 альбомная - требуется 10 листов формата А4 на группу
Краски (акварель) - требуется 10 единиц на группу
Краски (гуашь) - требуется 10 единиц на группу
Воздушно-пузырьковая трубка - требуется 100 штук на группу
Пластилин детский цветной - требуется 100 граммов на группу
Кисть для живописи - требуется 20 штук на группу
Фурнитура швейная (декоративная) - требуется 15 единиц на группу
3.2.2. Информационное обеспечение (печатное и электронное)
Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и
(или) наименование электронного образовательного, информационного
ресурса (группы электронных образовательных, информационных
ресурсов)
1.
2.
учебные, учебно-методические издания
Альбом «Нетрадиционные техники рисования»
Альбом «Живопись»
Вид образовательного и
информационного
ресурса
(печатный /
электронный)
Печатный Печатный
наименование электронного образовательного, информационного ресурса
1. Интернет ресурсы:
Инфо – дети.рф Лыкова И.А. Образовательная программа
дополнительного образования детей дошкольного возраста
«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»
Художественно
–
экологическая
программа по
изобразительному искусству «Природа и художник» (авт. Т.А.
Копцевой,).
http://www.vidod.edu.ru
Федеральный
портал
«Дополнительное образование детей»
http://www.edu.ru/– каталог образовательных интернет-ресурсов;
Электронный
Электронный
Электронный
Электронный
3.2.3. Кадровое обеспечение
Педагогическая деятельность по реализации дополнительной общеобразовательной
программы осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее
образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям
дополнительных
общеобразовательных
программ,
реализуемых
организацией,
осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным
стандартам.
23
Образовательная организация, в соответствии с Федеральным законом об образовании,
вправе привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным
общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам
высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим
направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие
образовательной программы высшего образования направленности дополнительной
общеобразовательной программы определяется образовательной организацией.
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Педагог фиксирует в таблице на начало и конец учебного года по результатам
наблюдения, анализу детских работ, бесед с детьми, с целью внесения корректив в
дальнейшую работу, планирования индивидуальной поддержки детей.
Выделенные критерии объединены в две группы: первая применяется при анализе
продуктов деятельности, вторая — при анализе процесса деятельности. Это позволит
охарактеризовать деятельность и ее продукты.
Анализ продуктов деятельности
1. Содержание изображения (полнота изображения образа).
Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым
ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволявшие
определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным
направлениям.
В этом критерии для более полной и точной характеристики овладения детьми
композицией выделили две группы показателей: «а» и «б»:
Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделяется на
занятии или вытекает из темы занятия.
2. Передача формы:
• форма передана точно;
• есть незначительные искажения;
• искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
• части расположены верно;
• есть незначительные искажения;
расположены неверно.
•
части
4. Передача пропорции предмета в изображении:
• пропорции предмета соблюдаются;
• есть незначительные искажения;
• пропорции предмета переданы неверно.
24
предмета
5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми
композицией выделены две группы показателей):
а) расположение изображений на листе:
• по всему листу;
• на полосе листа;
• не продумана, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений,
составляющих картину:
• соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
• есть незначительные искажения;
• пропорциональность разных предметов передана неверно.
6. Передача движения:
• движение передано достаточно четко; • движение передано
неопределенно, неумело;
• изображение статичное.
Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставится на занятии
или вытекает из темы занятия.
7. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует
передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая творческое
отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом):
а) цветовое решение изображения:
•
•
•
передан реальный цвет предметов;
есть отступления от реальной окраски;
цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой
выразительности изображения:
гаммы
изображения,
соответствующей
замыслу
и
•
многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует
замыслу и характеристике изображаемого;
•
преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
•
безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно
взятыми цветами).
Анализ процесса деятельности
25
1. Характер линии (в соответствии с проведенным исследованием по формированию у
детей ручной умелости этот критерий включает следующие группы показателей): а) характер
линии: • слитная;
•
линия прерывистая;
•
дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
•средний;
•
сильный, энергичный (иногда бумагу);
•
слабый (иногда еле видный); в) раскрашивание (размах):
•
мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
•
крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы
контура;
•
беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;
г) регуляция силы нажима:
•
ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
•
ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;
•
ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более
детальной характеристики отношения детей к деятельности):
а) отношение к оценке взрослого:
•
адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки,
неточности;
•
эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп
работы увеличивается, при критике — сникает, деятельность замедляется или вовсе
прекращается); • безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребенком созданного им изображения:
•
адекватна;
•
неадекватна (завышенная, заниженная);
•
отсутствует;
в)
эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне,
безразлично) ребенок относится: • к предложенному заданию;
•
к процессу деятельности;
•
к продукту собственной деятельности. З. Уровень самостоятельности:
•
выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае
необходимости обращается с вопросами;
•
требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается
редко;
•
необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам
с вопросами к взрослому не обращается. 4. Творчество:
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в)
стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит
не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.
По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по
трехбалльной системе: 1-й — З балла, 2-й —2 балла, З-й — 1 балл.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются.
Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок, — 45, низшее — 15 баллов. На
основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками
изобразительной деятельности.
26
Таблица № 1
Сводная таблица оценок по каждому критерию и показателю
№ п/п
1
Имя
ребенка
Форма
Строение
Пропорции
Композиция
Передача
движения
Цвет
Общее
количество
баллов
Итого:
Таблица № 2
Анализ детских работ
Имя
ребенка
Создание
новых
Самостоятельность
комбинаций
в выборе
изобразительных
из
материалов
основных
элементов
Увлеченность
и интерес к
деятельности
Творческое
применение
различной
техники
изображения
и
материалов
Соответствие
детской работы
основным
художественным
требованиям
Оригинальность
выполнения
замысла
Таблица №3
Диагностическая карта «Художественно-эстетическое развитие»
(нетрадиционные техники рисования)
Имя
ребе
нка
Оттиск
Печатки
из
листика
Поролон
Монотипия
Мятая
бумага
Предметна Пейзажн
я
ая
27
Пальчико
вая
живопись
Кляксография
с ниткой
с
трубочк
ой
Набрызг
Метод
тычка
4. Список литературы:
1.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз –
Дидактика», 2015. – 108с
2. Нетрадиционные техники рисования. Попко Мария Степановна. Педагог по
изобразительной
деятельности
детского
сада
на
Остоженке.
https://luchik.ru/articles/growup/tehniki-risovaniya.html
3. Программа кружка по декоративно – прикладному искусству «Колорит». Агуреева
В.Н., педагог центра развития ребёнка – детский сад №51, Истринский муниципальный
район. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
4. Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству
«Природа и художник» Копцева Т.А.: ds85.centerstart.ru
28
Приложение
Тематический план кружка «Радуга» Модуль 1 «Ладушки»
№п\п
Месяц, неделя
Тема занятия
1
сентябрь, 1 неделя
«Мой любимый дождик»
2
сентябрь, 2 неделя
3
сентябрь, 3 неделя
4
сентябрь, 4 неделя
5
октябрь, 1 неделя
«Весёлые мухоморы»
(1 занятие)
«Весёлые мухоморы»
(2 занятие)
«Опята – дружные ребята»
(рисование грибочков)
«Жёлтые листья летят».
6
октябрь, 2 неделя
«Осеннее дерево» (коллективная работа).
1
7
октябрь, 3 неделя
«Осень вновь пришла»
1
8
октябрь, 4 неделя
«Вот ёжик - ни головы, ни ножек…»
1
9
ноябрь, 1 неделя
«Букет из осенних листьев».
1
10
ноябрь, 2 неделя
«Рябинка» (1-е занятие)
1
11
ноябрь, 3 неделя
«Рябинка» (2-е занятие)
1
12
ноябрь, 4 неделя
«Мы рисуем, что хотим».
1
13
декабрь, 1 неделя
«Лес»
1
14
декабрь, 2 неделя
«Снежные комочки»
1
15
декабрь, 3 неделя
«Птицы клюют ягоды»
1
16
декабрь, 4 неделя
«Маленькой ёлочке холодно зимой».
1
17
январь, 1 неделя
«Пушистые котята играют на ковре»
(коллективная работа)
1
18
январь, 2 неделя
«Шарики воздушные, ветерку
послушные...»
1
19
январь, 3 неделя
«Украшение чайного сервиза»
1
20
январь, 4 неделя
«Мои рукавички»
1
21
февраль 1 неделя
«Весёлый снеговик»
1
22
февраль, 2 неделя
«Снежинки
1
23
февраль, 3 неделя
24
февраль, 4 неделя
«Кораблик для папы» (занятие
1-е).
«Кораблик для папы»
29
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
(занятие 2-е).
25
март, 1 неделя
«Цветы для мамы»
1
26
март, 2 неделя
«Цветы для мамы» (продолжение).
1
27
март, 3 неделя
«Мое любимое животное»
1
28
март, 4 неделя
«Нарядные матрешки»
1
29
апрель, 1 неделя
30
апрель, 2 неделя
«Петушок-золотой гребешок»
(коллективная работа)
«Два жадных медвежонка»
31
апрель, 3 неделя
«Ночь и звезды»
1
32
апрель, 4 неделя
«Зайчишка»
1
33
май, 1 неделя
«Клоун»
1
34
май, 2 неделя
«Морковка»
1
35
май, 3 неделя
«Сиреневый букет»
1
36
май, 4 неделя
«Рисуем, что хотим».
1
1
1
Тематический план кружка «Радуга»
Модуль 2 «Клякса»
№п\п
Месяц, неделя
Тема занятия
1
сентябрь, 1 неделя
Путешествие по цвету
1
2
сентябрь, 2 неделя
Осенние цветочки
1
3
сентябрь, 3 неделя
Осенние чудеса
1
4
сентябрь, 4 неделя
Волшебство природы
1
5
октябрь, 1 неделя
Весёлый жучок в шубе
1
6
октябрь, 2 неделя
Чудо лес
1
7
октябрь, 3 неделя
Райская птица
1
8
октябрь, 4 неделя
Цветные линии (ОЭД)
1
9
ноябрь, 1 неделя
Точка, точка...вышла рожица
1
10
ноябрь, 2 неделя
Мамочке
1
11
ноябрь, 3 неделя
Рисуем фон
1
12
ноябрь, 4 неделя
Снег, снежок белая метелица
1
30
Количество
часов
13
декабрь, 1 неделя
Снежные деревья
1
14
декабрь, 2 неделя
Ёлочка новогодняя
1
15
декабрь, 3 неделя
Снежный разноцветный дождь
1
16
декабрь, 4 неделя
Весёлая геометрия
1
17
январь, 1 неделя
Звездное небо и солнце
1
18
январь, 2 неделя
Осьминожки
1
19
январь, 3 неделя
Вьется легкая поземка
1
20
январь, 4 неделя
Синичка – невеличка
1
21
февраль 1 неделя
Защитник дома
1
22
февраль, 2 неделя
Путешествие по цвету
1
23
февраль, 3 неделя
Весенние цветы
1
24
февраль, 4 неделя
Тает снег, бегут ручьи
1
25
март, 1 неделя
Цветные гости моря
1
26
март, 2 неделя
Ёжик
1
27
март, 3 неделя
28
март, 4 неделя
Весенняя капель (подготовка
фона)
Весенняя капель
29
апрель, 1 неделя
Волшебный дождь
1
30
апрель, 2 неделя
Бабочка
1
31
апрель, 3 неделя
Горный ручеек
1
32
апрель, 4 неделя
Аленький цветочек
1
33
май, 1 неделя
Скворушка
1
34
май, 2 неделя
В гостях у сказки
1
35
май, 3 неделя
Утро на лугу
1
36
май, 4 неделя
Радуга
1
1
1
Тематический план кружка «Радуга»
Модуль 3 «Разноцветие»
№п\п
Месяц, неделя
Тема занятия
31
Количество
часов
1
сентябрь, 1 неделя
«Ягоды и яблочки»
1
2
сентябрь, 2 неделя
«Жёлтые листья летят»
1
3
сентябрь, 3 неделя
«Осенние листья»
1
4
сентябрь, 4 неделя
«Рябинка»
1
5
октябрь, 1 неделя
«Осенняя березка»
1
6
октябрь, 2 неделя
«Репка»
1
7
октябрь, 3 неделя
«Осень»
1
8
октябрь, 4 неделя
«Ягодки и яблочки»
9
ноябрь, 1 неделя
«Синий вечер»
1
1
10
ноябрь, 2 неделя
«Шубка для белочки»
1
11
ноябрь, 3 неделя
«Пуговицы для платья»
1
12
ноябрь, 4 неделя
«Укрась рукавицу»
1
13
декабрь, 1 неделя
«Узоры на окнах»
1
14
декабрь, 2 неделя
«Звездное небо»
1
15
декабрь, 3 неделя
«Скзочное дерево»
1
16
декабрь, 4 неделя
«Петушок»
1
17
январь, 1 неделя
«Сказочная гжель»
1
18
январь, 2 неделя
«Весёлый снеговик»
1
19
январь, 3 неделя
«Зимний лес»
1
20
январь, 4 неделя
«Животные, которых я сам себе придумал»
1
21
февраль 1 неделя
«Моя семья»
1
22
февраль, 2 неделя
«Весёлая зебра»
1
23
февраль, 3 неделя
«Румяный колобок»
1
24
февраль, 4 неделя
«.Цветочек для папы»
1
25
март, 1 неделя
«Открытка для мамы»
1
26
март, 2 неделя
«Зайка»
1
27
март, 3 неделя
«Бабочки»
1
28
март, 4 неделя
«Улитка»
1
29
апрель, 1 неделя
«Жирафик»
1
30
апрель, 2 неделя
«На что похоже?»
1
32
31
апрель, 3 неделя
«Пасхальное яйцо»
1
32
апрель, 4 неделя
«Скатертью, салфетками украсим дома
стол»
1
33
май, 1 неделя
«Цветы под дождем»
1
34
май, 2 неделя
«Салют»
1
35
май, 3 неделя
36
май, 4 неделя
Цветочная клумба»
(коллективная работа)
«Кудряшки для овечки»
1
1
Тематический план кружка «Радуга»
Модуль 4 «Паутинка»
№п\п
Месяц, неделя
Тема занятия
1
сентябрь, 1 неделя
«Бабочки».
2
сентябрь, 2 неделя
«Осенний букет»
1
3
сентябрь, 3 неделя
«Воздушные шары»
1
4
сентябрь, 4 неделя
«Компоты и варенье»
1
5
октябрь, 1 неделя
«Волшебный лес»
1
6
октябрь, 2 неделя
«Пестрый котенок»
1
7
октябрь, 3 неделя
«Красная смородина»
1
8
октябрь, 4 неделя
«Подводный мир»
1
9
ноябрь, 1 неделя
«Разноцветные рыбки»
1
10
ноябрь, 2 неделя
«Унылая пора! Очей очарованье»
1
11
ноябрь, 3 неделя
«Рисуем по шаблону»
1
12
ноябрь, 4 неделя
«Невидимый зверек»
1
13
декабрь, 1 неделя
«Снегири на ветках»
1
14
декабрь, 2 неделя
«Зимние узоры»
1
15
декабрь, 3 неделя
«Письмо для деда мороза»
1
16
декабрь, 4 неделя
«В лесу родилась елочка»
1
17
январь, 1 неделя
«Волшебница зима»
1
18
январь, 2 неделя
«Сказочный зимний лес»
1
33
Количество
часов
1
19
январь, 3 неделя
«Семья снеговиков»
1
20
январь, 4 неделя
Звёздное небо
1
21
февраль 1 неделя
Симпатические чернила
1
22
февраль, 2 неделя
«Разноцветное небо»
1
23
февраль, 3 неделя
«Соленое море»
1
24
февраль, 4 неделя
«Красивые картинки из разноцветной нитки»
25
март, 1 неделя
«Подарок маме»
1
26
март, 2 неделя
«Фокус с тканью»
1
27
март, 3 неделя
«Ваза с цветами»
1
28
март, 4 неделя
«Весенняя фантазия»
1
29
апрель, 1 неделя
«Весеннее дерево»
1
30
апрель, 2 неделя
«Планеты»
1
31
апрель, 3 неделя
«Космические дали»
1
32
апрель, 4 неделя
«Праздничная верба»
1
33
май, 1 неделя
«Праздничный салют»
1
34
май, 2 неделя
«Одуванчики - пушистое чудо природы»
1
35
май, 3 неделя
«Вот и лето пришло»
1
36
май, 4 неделя
«Подсолнух»
1
1
Тематический план кружка «Радуга»
Модуль 5 «Фантазёры»
№п\п
Месяц, неделя
Тема занятия
1
сентябрь, 1 неделя
Пейзаж «Лето».
Количество
часов
1
2
сентябрь, 2 неделя
«Осенний букет»
1
3
сентябрь, 3 неделя
«Путешествие в золотистый лес»
1
4
сентябрь, 4 неделя
«Подарок воспитателю»
1
5
октябрь, 1 неделя
«Волшебный лес»
1
6
октябрь, 2 неделя
«Звездопад»
1
34
7
октябрь, 3 неделя
«Джунгли»
1
8
октябрь, 4 неделя
«Разноцветные пузыри»
1
9
ноябрь, 1 неделя
«Птица счастья»
1
10
ноябрь, 2 неделя
«Лесов таинственная сень»
1
11
ноябрь, 3 неделя
«Радуга – дуга»
1
12
ноябрь, 4 неделя
«Любимая моя!»
1
13
декабрь, 1 неделя
«Калейдоскоп»
1
14
декабрь, 2 неделя
«Зимние узоры»
1
15
декабрь, 3 неделя
«Дерево колдуньи»
1
16
декабрь, 4 неделя
«Зимняя сказка»
1
17
январь, 1 неделя
«Волшебница зима»
1
18
январь, 2 неделя
«Сказочный зимний лес»
1
19
январь, 3 неделя
«Снежинка»
1
20
январь, 4 неделя
«Облака»
1
21
22
февраль 1 неделя
февраль, 2 неделя
«Волшебная вода» Эбру
«Северное сияние»
1
1
23
февраль, 3 неделя
«Белый медведь»
1
24
февраль, 4 неделя
«Черное - белое»
1
25
март, 1 неделя
«Подарок маме»
1
26
март, 2 неделя
«Кругом круги»
1
27
март, 3 неделя
«Ваза с цветами»
1
28
март, 4 неделя
«Весенняя фантазия»
1
29
апрель, 1 неделя
«Лилии цветут»
1
30
апрель, 2 неделя
«Космос»
1 занятие
1
31
апрель, 3 неделя
«Космос» 2
занятие
1
32
апрель, 4 неделя
«Восход солнца»
1
33
май, 1 неделя
«Праздничный салют»
1
34
май, 2 неделя
«Раннее утро»
1
35
май, 3 неделя
«Вот и лето пришло»
1
35
36
май, 4 неделя
«Деревья в цвету»
Pow ered by TC PDF (www .tc pdf.org)
36
1