ДОП Уникумы 2024-2025

Структура
1. Пояснительная записка
- нормативно – правовые основания разработки программы;
- сведения о программе;
- характеристика программы (ее значимости);
- направленность;
- адресат;
- срок реализации программы;
- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом;
- режим занятий;
- формы обучения и виды занятий;
- цель и задачи программы.
2. Содержание программы
3. Планируемые результаты
4. Организационно-педагогические условия программы
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение (печатное и электронное);
- кадровое обеспечение.
5. Оценочные материалы
6. Методические материалы
7. Приложение 1 – Календарный учебный график

2

1. Пояснительная записка
Нормативно – правовые основания разработки программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Уникумы» разработана в
соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»,
- распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»,
- приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»,
- приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,
- приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г.
№ 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»
- Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами БМА ДОУ «Детский
сад № 18»
Сведения о программе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Уникумы» составлена с учетом
традиционных методик обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический
метод. предлагает систему адаптированных занятий для развития математических и логических
представлений детей 5 – 7 лет. Программа предназначена для детей 5-7 лет, рассчитана на 2 года
прохождения курса в режиме и позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать
математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. дополнительных занятий.
Характеристика программы (ее значимости)
Актуальность программы в том, что она предлагает насыщенное образовательное
содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка, и
становится основой для развития любознательности, познавательных и речевых
способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов. Дети
старших дошкольных лет стремятся расширить знания о тех предметах или явлениях,
которые они лично не наблюдали. Вот на этом этапе их начинает волновать взаимосвязь,
которая существует во взаимоотношениях между тем, что они наблюдают. То, насколько
глубоко они проникают в изучение данной взаимосвязи, и является определяющей,
насколько активно и целенаправленно происходит гармоничное формирование личности.
Педагогическая целесообразность Программы в том, что ребенок овладевает умением
обобщать и анализировать, запоминать и сравнивать. В игре развивается фантазия,
способность к концентрации внимания, обогащается жизнь ребенка, а значит – создается
дополнительный резерв, влияющий на его здоровье. Общение во время образовательной
деятельности создаёт благоприятные условия для интеллектуального воспитания личности,
развитие познавательной активности и творческой самореализации воспитанников.
Отличительная особенность программы
Отличительной особенностью программы является система игр и игровых упражнений,
поэтапное формирование знаково-символической функции сознания дошкольников с
3

учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Использование учебно методического комплекта в работе с детьми обеспечивает коммуникативную и учебную
включенность детей в образовательный процесс. Программа ориентирована на
индивидуальный подход и использование специфических для дошкольников видов детской
деятельности. Занятия по реализации Программы носят игровой характер, имеют
практическую направленность.
Программа состоит из двух модулей: «Математика для детей» и «От звука к букве»,
каждый из которых рассчитан на 2 года обучения.
Уровни сложности разноуровневой программы:
модуль 1. «Стартовый»:
«Математика для детей» (первый
год обучения) предполагает изучение цифр и
чисел в пределах 10, составление задач по картинке, решение логических задач, примеров
на сложение и вычитание, записывание решений примеров, задач и цифр графически.
Состав числа из двух меньших. Ориентировка по времени года, части суток, дней неделей.
модуль 2. «Стартовый»
«От звука к букве» (первый год обучения) предполагает изучение обозначения звуков,
слов и предложений схемой. Написание букв, слогов и слов. Чтение слогов, слов,
предложений. Давать ответы развернутыми предложениями.
модуль 1. «Базовый»:
«Математика для детей» (второй год обучения) предполагает умение порядкового счета,
счета до 20. Ориентировка в пространстве по отношение к себе и другому предмету,
Решение и составление математических задач, примеров. Решение логических задач,
примеров на сложение и вычитание. Графическое написание цифр, математических знаков.
модуль 2 «Базовый»
«От звука к букве» (второй год обучения) предполагает чтение слов и предложений,
небольших рассказов, отгадывание кроссвордов и ребусов. Записывание слов буквами и
схемой. Умение вести беседу, монолог.
Особенности организации образовательного процесса. В период приостановки
образовательной деятельности по адресу места осуществления этой деятельности в связи с
ростом заболеваемости населения вирусными инфекциями, а также во время проведения
ремонта здания, образовательный процесс может организовываться с применением
дистанционных технологий и электронного обучения.
Направленность
Направленность программы: социально - гуманитарная
Адресат программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Уникумы»
предусматривает обучение детей с 5 лет до 7 лет. К освоению дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются любые лица без
предъявления требований к уровню образования.
Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на обучение: без ОВЗ.
Наполняемость группы
Ожидаемое количество детей в одной группе: 10 – 15 человек
Программа строится с учетом личностных (возрастных) потребностей учащихся.
Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и
мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти,
речи. Начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию
способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов
окружающего
мира,
формированию
способности
сравнения,
обобщения,
классификации. У ребенка формируется самооценка на основе осознания успешности
своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и
родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он
4

в данное время занимает в семье, в коллективе сверстников
Срок реализации программы
Срок освоение программы – 2года
Объем
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных
часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы
составляет 148 учебных часа, из них:
1 год обучения: 76 часов в год
2 год обучения: 72 часа в год
Режим занятий
Первый год обучения – 2 раза в неделю (по 1 учебному часу 25 минут)
Второй год обучения – 2 раза в неделю (по 1 учебному часу 30 минут)
После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв.
Формы обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме.
Виды занятий
- учебные занятия;
- занятия – игра;
- практическое занятие.
Цель и задачи программы
Цель программы: - развитие интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой
сферы дошкольника.
Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач:
Модуль «От звука к букве»
Развивающие:
• развить сенсорику, крупную и мелкую моторику, фонематический
• слух
• развивать память, внимание, творческое воображение
• развивать грамматический строй речи
• развивать речевую культуру дошкольника, формировать грамотный и
• правильный строй речи.
Образовательные:
• пополнить активный и пассивный словарный запас, и умение
• использовать его в речи
• формировать навык чтения: запоминание графического облика букв,
• соотнесение звуков с буквами, чтение слогов, чтение односложных и двусложных
• слов
• получить навыки словообразования и словоизменения
• формировать правильное звукопроизношение
Воспитательные:
• пробуждать интерес к книге
• развивать культуру речи
• воспитать любовь и уважение к родному языку
Модуль «Математика для детей»
Развивающие:
• развить логическое мышление;
• развивать умение решать творческие и проблемные задачи;
5

• развить речь с введением математических терминов, активно использовать знания
и умения, полученные в организованной деятельности на занятиях.
Образовательные:
• сформировать необходимый уровень математических представлений о
натуральном
• числе и арифметических действиях (числовая грамотность), величине и
• геометрических фигурах;
• знакомить с цифрами и знаками;
• учить ориентироваться в пространстве и времени, а также на листе;
• учить составлять и решать простые задачи на нахождение суммы и остатка, на
• увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20;
• способствовать формированию понимания отношений между числами
• натурального ряда.
Воспитательные:
• воспитать терпение, настойчивость, самостоятельность;
• воспитать коммуникативные навыки в общении со сверстниками;
• воспитать интерес к предмету и процессу обучения в целом;
• воспитать адаптивность, инициативность, креативность
2. Содержание программы
Учебный план

Итого
учебных
часов
Всего
учебных
часов

27

40

8

32

76

17

Беседа,
педагогическое
наблюдение
контрольное
упражнение,
промежуточная и
итоговая аттестация

59

Практика

9

Теория

36

36

3

33

36

3

33

72

148

6

Формы аттестации
(контроля)

Всего

От звука к
букве

Практика

2.

Математика
для детей

Формы аттестации Второй год
(контроля)
обучения

Теория

1.

Первый год
обучения

Всего

№ Модуль
п/
п

6

66

Беседа,
педагогическое
наблюдение
контрольное
упражнение,
промежуточная
итоговая
аттестация

и

Модуль 1 Стартовый «Математика для детей» первый год обучения
Учебно – тематический план
№

Название темы

Количество часов
Всего

Теория

практика

1.

Цифры и числа от 1 до 10

11

1

10

2.

Игры с числами

3

1

2

3.

Цифры и операции над ними

5

1

4

4.

Мир занимательных знаков

2

1

1

5.

Математический калейдоскоп

4

1

3

6.

Секреты задач

4

1

3

7.

Геометрические фигуры. Их преображение

2

1

1

8.

Что? Где? Когда?

3

1

2

9.

Кто нам помогает чертить и писать

2

1

1

Всего учебных часов:

36

9

27

Тема 1. Цифры и числа от 1 до 10
Теория
Знакомство с цифрой и числом. Графическое изображение.
Практика
Написание число и цифру по элементам и полностью. Нахождение и обведение
названной цифры и числа.
Тема 2. Игры с числами
Теория
Доказательство на примере что число и цифра соответствует определенному количеству
предметов. Написание цифры и числа.
Практика
Соотнесения цифры и числа к количеству нарисованных предметов. Придумывание
примеров
Тема 3. Цифры и операции над ними
Теория
Доказательство, что любое число и цифра состоят из других чисел и цифр меньше, чем
данное. Примеры.
Практика
Вписывание в клетку не достающие число и цифру. Заселение в домик соседей.
Собирание математических бус. Чтение полученной цепочки.
Тема 4. Мир занимательных знаков
Теория
Знакомство со знаками =, -, +,>, <. Объяснение для чего знаки, как можно их
7

распознавать. В стихотворной форме закрепление понятия знаков.
Практика
Написание между цифрами и числами знаки. Чтение полученной цепочки.
Тема 5 Математический калейдоскоп
Теория
Понятие «порядковый счет». Отличие от порядкового от количественного.
Использование порядкового счета.
Практика
Счет предметов количественным счетом и порядковым. Понимание отличия на примере.
Счет предметов. Ответы полным предложением.
Тема 6. Секреты задач
Теория
Понятие «арифметическая задача». Знакомство со составом: условие и вопрос. Решение
арифметических задач, записывание решения задач. Знакомство с графической записью
задачи.
Практика
Составление задачи. Ответы на вопросы: где условие задачи? Где вопрос задачи?
Составление к условию задачи вопрос. Составление к вопросу условие задачи.
Записывание решения задачи. Составление к ней графическую запись. Объяснение свои
действия.
Тема 7. Геометрические фигуры. Их преображение.
Теория
Знакомство с геометрическими фигурами. Похожесть предметов на геометрические
фигуры. Разнообразие фигур и их названия.
Практика
Рисование геометрических фигур. Дорисовывание геометрической фигуры до предмета.
Выкладывание по названию или картинке геометрическую фигуру. Называние
геометрических фигур.
Тема 8. Что? Где? Когда?
Теория
Определение: слева и справа, вперед и сзади. Вспоминание названий дней недели,
времени суток, времени года.
Практика
Выполнение графического диктанта, нахождение места предмета по словесной
инструкции относительно себя и другого лица. Ответы на вопрос: о времени года, части
суток, дня недели.
Тема 9. Кто нам помогает чертить и писать.
Теория. Беседа о предметах, помогающих учиться в школе. Линейка и способы
измерения.
Практика.
Составление задач о школьных принадлежностях. Сравнение предметов по высоте, по
размеру. Деление предмета на две части, четыре. Сравнение частей предмета.
Проговаривание ответов полным предложением.
.
Модуль 1. «Базовый» «Математика для детей» второй год обучения
Учебно – тематический план
№

Название темы

Количество часов

8

Всего

Теория

практика

1.

Числа первого десятка

4

-

4

2.

Мир занимательных знаков

1

-

1

3.

Мир занимательных задач

3

-

3

4.

Числа второго десятка

10

1

9

5.

Игры с числами

4

-

4

6.

1

3

7.

Решение примеров на развитие смекалки и 4
сообразительности
Логический конструктор
2

1

1

8.

Цифры и операции над ними

2

-

2

9.

Что? Где? Когда?

2

-

2

10

Интеллектуальная разминка

4

-

4

Всего учебных часов:

36

3

33

Тема 1. Числа первого десятка
Практика
Счет количественный и порядковый в пределах 10. Написание цифр и чисел от 1 до10.
Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Решение примеров
в пределах 10 на сложение и вычитание.
Тема 2. Мир занимательных знаков
Практика
Решение примеров на сложение и вычитания. Установление знаков <и>.
Тема 3. Мир занимательных задач
Теория
Повторение что такое задачи. Строение задачи: условие, вопрос.
Практика
Составление и решение задач на сложение и вычитание.
Тема 4. Числа второго десятка
Теория
Знакомство с понятием «десяток», написание чисел второго десятка. Состав числа.
Практика
Написание числа второго десятка. Составление числа из двух меньших. Счет
количественным счетом. Понимание значения «десяток». Решение примеров на
вычитание и сложение, арифметические задачи.
Тема 5. Игры с числами
Практика
Соотнесение количество предмета с цифрой. Действия с числами второго десятка.
Тема 6. Решение примеров на развитие смекалки и сообразительности
Практика
Записывание примеров под диктовку. Списывание с доски. Составление и записывание
примеров самостоятельно. Решение примеров на сложение и вычитание.
9

Тема 7 . Логический конструктор.
Теория. Знакомство с числовыми головоломками
Практика. Решение головоломок-шуток и головоломок на логику и смекалку. Решение и
составление ребусов, содержащих числа
Тема 8. Составление числа из двух меньших
Практика
Нахождение пары в цепочке, дописывание в пустые клетки цифры и числа. Составление
цепочки с одним известным числом. На словесной инструкции выполнение задания.
Тема 9. Что? Где? Когда?
Практика.
Рисование по точкам, по клеточкам. Ориентировка на листе бумаги. Ориентировка по
отношению к другому лицу. Дорисовывание геометрической фигуры до предмета
Тема 10. Интеллектуальная разминка
Практика
Решение примеров, продолжение числовой цепочки, решение арифметические задачи,
составление числа из двух меньших, решение математической задачи. Записывание чисел
под диктовку.
Модуль 1 Стартовый «От звука к букве» первый год обучения
Учебно – тематический план
№

Название темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1.

Звук, его графическое обозначение

1

1

-

2.

Слово и предложение, их графическое
обозначение
Гласные звуки и буквы, дающие твердость
согласного
Сонорные согласные

2

1

1

5

1

4

4

1

3

5

1

4

6.

Гласные звуки и буквы, дающие мягкость
согласного
Парные согласные

14

1

13

7.

Согласные «Й» и «Ц», «Х»

3

1

2

8.

Мягкий и твердый знаки

2

1

1

9.

Согласные и гласные буквы и звуки

3

-

3

10.

Что, где и почему

1

-

1

Всего учебных часов:

40

8

32

3.
4.
5.

Тема 1. Звук, его графическое обозначение
Теория
10

Знакомство со звуком. Обозначение звука схемой
Практика
Рисование схемы звука. Определение звука в слове.
Тема 2. Слово и предложение, их графическое обозначение
Теория
Знакомство со слогом. Его графическое обозначение. Знакомство с понятием предложение,
графическим изображением и особенностями.
Практика
Рисование схемы слова., предложения. Соотнесение схемы слова со словами и схем
предложений с предложениями
Тема 3. Гласные звуки и буквы, дающие твердость согласного
Теория
Знакомство детей с терминами «гласный», «звук», «буква». Графическое обозначение.
Напомнить, как найти звук в слове (начало, середина, конец)
Практика
Написание буквы, рисование графически букву, нахождение и обведение требуемой
буквы, рисование предмета, соблюдая границы линий в тетради (клетка или линейка)
Тема 4. Сонорные согласные
Теория
Знакомство с терминами «согласный», «твердый», «слог». Графическое обозначение
согласных, слога.
Практика
Написание букв. Графическое изображение букв. Чтение слогов. Рисование схем слов.
Нахождение буквы, на которую начинается слова и показать ее.
Тема 5. Гласные звуки и буквы, дающие мягкость согласного
Теория
Закрепление понятий «гласные», «согласный», «мягкий». Знакомство с гласными,
смягчающие согласные. Графическое изображение звуков.
Практика
Написание буквы, рисование графически букву, чтение слогов с мягкими согласными,
предложений и его графическое изображение.
Тема 6. Парные согласные
Теория
Знакомство с новыми понятиями «звонкий», «глухой». Закрепление понятий
«согласный», «мягкий», «твердый»; соотнесение схемы слова с названием предмета,
картинкой предмета.
Практика
Графическое написание согласных, графическое изображение звуков. Чтение и запись
слогов и слов с «твердыми» и «мягкими» согласными. Фонетический разбор слов.
Определение «глухих» и «звонких» согласных.
Тема 7. согласными «Й» и «Ц», «Х»
Теория
Знакомство с твердыми и мягкими согласными. Рассказывание об их особенности.
Графическое изображение звуков. Графическое написание буквы.
Практика
Написание и чтение слов со согласными буквами. Графическое изображение звуков в
схеме.
Тема 8. Мягкий и твердый знаки
Теория
Знакомство со знаками. Графическое изображение их. Особенность при графическом
изображении букв.
Практика
11

Сравнивание схем слов. Называние предметов, в которых есть эти буквы. Чтение слов.
Тема 9. Согласные и гласные буквы и звуки
Практика
Произнесение звуков. Нахождение заданных букв. Написание и чтение слов, слогов. Найти
букву в слове. Графическое изображение слогов, слов. Чтение предложения. Определение
порядка слов. Нахождение гласные и согласные буквы. Разложить буквы по домикам.
Чтение слов, написание схем слов, предложений. Написание отгадок на загадки,
разгадывание ребусов и записывание ответов. Составление предложений. Нахождение на
слух загаданную букву, определение: какая она (согласная: твердая, мягкая, глухая,
звонкая; гласная: ударная, безударная)
Тема 10. Что, когда и почему
Практика
Записывание ответов в тетрадь в линейку, написание под диктовку или самостоятельно
алфавита в рабочей тетради. Объяснение мягкость или твердость звука при графическом
изображнии.
Модуль 2. «Базовый» «От звука к букве» второй год обучения
Учебно – тематический план
№

Название темы

Количество часов
Всего

Теория

практика

1.

Нахождение заданной буквы

5

1

4

2.

Нахождение лишней буквы

3

-

3

3.

Установление связи буквы со звуком

12

1

11

4.

Зачеркивание лишних букв

2

-

2

5.

Написание пропущенных букв

4

-

4

6.

Развитие зрительного внимание

4

-

4

7.

Путешествие в стране букв и звуков

6

1

5

Всего учебных часов:

36

3

33

Тема 1. Нахождение заданной буквы
Теория
Вспоминание понятия «звук», «буква». Что такое алфавит. Вспоминание гласных и
согласных звуков. Обращение внимание на написание букв.
Практика
Называние букв, написание слогов, чтение слов, раскрашивание предмета. Нахождение,
названной буквы. Называние буквы. Написание слов обобщения, отгадку на загадку,
рисование отгадки. Чтение пословиц. Соединение слогов в слова. Счет сколько слогов в
слове. Нахождение и обведение буквы, которая названа. Название буквы. Рисование в
тетради по образцу. Вспоминание и рисование схемы предложения. Составление
предложения по заданной схеме. Нахождение заданной буквы, название ее. Рисование по
12

образцу.
Тема 2. Нахождение лишней буквы
Практика
Нахождение лишней буквы, обведение ее. Написание названия предметов, одним словом.
Нахождение слова с определенным звуком. Написание отгадки и рисование их. Ответы
на вопросы кроссворда, рисование по образцу предмет.
Тема 3. Установление связи буквы со звуком
Теория
Понятия «звук», «буква», «согласный», «гласный», «твердый», «мягкий», «глухой»,
«звонкий». Повторение отличия буквы от звука.
Практика
Соединение предмета с буквой. Определение первого звука. Отгадывание загадки.
Придумывание названия картины. Называние предмета. Вписывание слова в клетку.
Рисование картинки по образцу. Дописывание слова. Дописывание буквы. Написание
одним словом. Обведение предметов с заданным звуком. Слушание рассказа и ответы на
вопросы.
Тема 4. Зачеркивание лишних букв
Практика
Нахождение лишней буквы. Называние ее. Зачеркивание лишней буквы. Чтение
написанного слова. Отгадывания загадки и написание слова – отгадку. Рисование по
образцу. Слушание рассказа и ответы на вопросы. Придумывания своего названия.
Тема 5. Написание пропущенных букв
Практика
Дописывание пропущенных букв. Написание отгадки. Записывания буквы по порядку
номеров и прочитывание слова. Обведение картинки с заданной темой. Определение
первого звука в предмете. Записывание слова в пустые квадраты. Разгадывания ребуса,
прочитывание слова. Отгадывания кроссворда.
Тема 6. Развитие зрительного внимание
Практика
Нахождение правильно буквы, написанной буквы. Зачеркивание неправильно, написанной
буквы. Нахождение спрятанной буквы. Дописывание согласных букв и чтение слова.
Дописывания гласных букв и чтение слова. Нахождение спрятанного звука.
Тема 7. Путешествие в стране букв и звуков
Теория
Вспоминание звуков и букв. Какие они бывают. Что такое графическое изображение.
Напоминание об обозначении звуков в схеме. Составление схемы предложения.
Практика
Рассказ о буквах и звуках. Писание своего имени и рисование схемы имени. По картинке
составление схемы слова. Составление предложения, записывание его и рисование схемы
предложения.
3. Планируемый результат
На стартовом уровне:
Модуль «От звука к букве» первый год обучения
Предметные:
• понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его
• условное обозначение;
• акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и
• мягкие, звонкие и глухие согласные;
• понятие «слог».
Метапредметные:
• проводить слоговой анализ слов;
13

• подбирать слова на заданное количество слогов;
• выделять в слове количество гласных звуков, согласных звуков, твердых,
• мягких, звонких, глухих согласных;
• выявлять различия в звуковом (слоговом) составе двух слов;
• составлять слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов
• в названии картинок;
• изменять слова путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков
или слогов;
• составлять предложения.
Личностные результаты:
• готовность и способность к саморазвитию;
• формирование инициативы и самостоятельности;
• потребность активно мыслить.
Модуль «Математика для детей» первый год обучения
Предметные:
• будет сформироваться необходимый уровень математических представлений о
натуральном числе и арифметических действиях (числовая грамотность),
величине и геометрических фигурах.
Метапредметные:
• будет развиваться логическое мышление;
• будет увеличен объем внимания и памяти;
• будут введены в активную речь математические термины, активно
использоваться знания и умения, полученные в организованной деятельности на
занятиях.
Личностные результаты:
• понимать задание и выполнять его самостоятельно;
проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы
На «базовом» уровне:
Модуль «От звука к букве» второй год обучения
Предметные:
• буквы;
• согласные и гласные букв
Метапредметные:
• выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положения звука
• в слове;
• проводить звуковой анализ состава слогов и слов;
• читать и составлять слоги и слова;
• выделять в словах первый и последний слог;
• подбирать слова на заданный слог;
• составлять прямые и обратные слоги;
• восстанавливать нарушенную последовательность звуков в структуре слова;
• последовательно преобразовывать слова в другие слова путем
• неоднократного изменения его звукового и слогового состава;
• соотносить букву и звук;
• составлять предложения;
• пересказывать текст.
Личностные результаты:
• овладевает предпосылками учебной деятельности;
14

•

проявляет интерес к звучащему слову, чтению, письму.

Модуль «Математика для детей» второй год обучения
Предметные:
• будет сформирован необходимый уровень математических представлений о
натуральном числе и арифметических действиях (числовая грамотность),
величине и геометрических фигурах.
Метапредметные:
• будет развито логическое мышление;
• будет увеличен объем внимания и памяти;
• будут введены в активную речь математические термины, активно
использоваться знания и умения, полученные в организованной деятельности на
занятиях.
Личностные результаты:
• понимать задание и выполнять его самостоятельно;
• проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
может самостоятельно формулировать учебные задачи.
4.

Организационно-педагогические условия программы

Материально – техническое обеспечение
Организация образовательного процесса проходит в помещении № 4 и № 6,
расположенном на первом этаже здания БМА ДОУ «Детский сад № 18» п. Монетный ул.
Лермонтова 7 и ул. Пушкина 15А:
1. Столы детские 15 шт.
2. Стулья детские 15 шт.
3. Стул и стол взрослый 1шт.
4. Шкафы для хранения дидактического, методического пособия 1шт.
5. Рабочие тетради 15 шт.
6. Доска магнитная 1шт.
7. Информационный стенд 1 шт.
8. Часы демонстрационные 1шт.
9. Наборы шариковых ручек 15 шт.
10. Простые карандаши
15 шт.
Информационно-телекоммуникационные сети:
-компьютер, подключен к сети Интернет.
Аппаратно-программные средства:
- операционная система MicrosoftWindowsXP;
- MicrosoftOffice 2007 (MicrosoftWord- текстовый процессор, MicrosoftExcel –
электронные таблицы, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных
презентаций, InternetExplorer- веб- браузер).
Аудиовизуальные средства:
- мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук.
Кадровое обеспечение
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю объединения без предъявления требований к стажу
работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
15

«Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы и курсы
повышения квалификации по направлению деятельности.
5. Оценочные материалы
5.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе проводится в конце 2 года обучения по модулям.
5.2. Для учащихся первого года обучения промежуточная аттестация
предусматривается в конце учебного года, согласно календарному учебному графику.
5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для
определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения
цели и задач программы. При проведении промежуточных аттестаций используются
следующие формы и методы: устные (беседа, педагогическое наблюдение),
практические (создание конструкции, защита творческой работы по замыслу, мастерклассы), метод взаимоконтроля и самоконтроля (самоанализ), дифференциация и
подбор заданий с учетом особенностей обучающихся. Достижения учащимися
планируемых результатов оценивается по критериям:

16

Диагностика педагогической деятельности по ДОП программе подготовки к школе «Уникумы»
(в старшей (с 5 до 6 лет) и подготовительной (с 6 до 7 лет) группах)
«От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» первый год обучения
№
п/
п

Ф.И.О.
ребенка

Знает буквы
русского
алфавита

сент

май

Пишет
печатные
буквы.
Использует в
речи термины:
«звук» и
«буква»

Определяет
место звука в
слове: в
начале, в
середине и в
конце

Сент

сент

Май

Май

Различает
Пользуется
гласные и
графическим
согласные; обозначением
твёрдые и звуков (красный,
мягкие, синий и зелёный
звонкие и
квадраты)
глухие согл.
Сент

Май

сент

май

Умеет
записывать
слова
условными
обозначениям
и и буквами.
Сент

май

Пишет
условными
обозначениям
ии
составляет
предложения
из двух, трёх
слов
сент
май

Читает
слова, слоги,
предложени
я

Сент

май

Правильно
Итоговый
пользуется показатель по
терминами:
каждому
«звук»,
ребенку
«слог»,
(среднее
«слово» и
значение)
«предложен
ие»
сент
май сент
май

1.
Итоговый
показатель по
группе (среднее
значение)

«От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» второй год обучения
№
п/
п

Ф.И.О.
Ребенка

Проявляет
интерес к
звучащему
слову,
чтению,
письму

сент
1.
Итоговый
показатель по
группе (среднее
значение)

май

Понимает
различительну
ю функцию
звуков, букв

Записывает
слова,
предложени
я печатными
буквами

Разгадывает
ребусы,
кроссворды

Читает слова,
предложения

Понимает
прочитанный
текст

Ориентируетс
я в тетради в
линейку

Рисует
символическ
ие
изображения

Сент

сент

сент

сент

сент

Сент

сент

май

май

Май

май

май

май

май

Овладевает
Итоговый
предпосылк показатель
ами
по каждому
учебной
ребенку
деятельност
(среднее
и
значение)
Сент
май сент май

«Математика для детей» первый год обучения
Пишет цифры
Пользуется
№ Ф.И.О.
от 1 до 10.
математическ
п/ ребенка
Считает в
ими знаками:
п
пределах
«+», «–», «=»,
десяти.
«>», «<»
Называет
последовател
ьно дни
недели
сент
май
сент
май
1.
Итоговый
показатель по
группе (среднее
значение)
№
п/
п

Ф.И.О.
Ребенка

Знает числа
второго
десятка и
записывает
их
сент

май

Записывает
Знает
Выкладывает
решение
геометрическ из счётных
математическ ие фигуры:
палочек
ой задачи
предметы и
(загадки)
фигуры

сент

май

сент

Май

Сент

май

Делит
предмет на
две, четыре и
более частей

Сент

май

Понимает
задание и
выполняет
его
самостоятель
но

Ориентируетс
я на листе
бумаги в
тетради в
клетку

Решает
Итоговый
логические показатель
задачи на
по каждому
сравнение и
ребенку
классифика
(среднее
цию
значение)

сент

сент

сент

май

май

май

Пользуется
математически
ми знаками:
«+», «–», «=»,
«>», «<»

«Математика для детей» второй год обучения
Решает
Различает, Преобразовывает
Измеряет
арифметичес дорисовывае фигуры в другие,
линейкой
кие задачи и т, называет
путём
отрезки,
записывает геометрическ складывания,
записывает
их решение
ие фигуры:
разрезания
результаты

Определяет
время по
часам

Решает
логические
задачи на
сравнение и
классифика
цию

Понимает
задания и
выполняет их
самостоятель
но

сент

сент

Сент

сент

сент

май

Май

сент

Май

сент

1.
Итоговый
показатель по
группе (среднее
значение)

18

май

Сент

май

май

май

май

сент

май

Итоговый
показатель
по каждому
ребенку
(среднее
значение)
сент
май

Методические материалы
Основной критерий выполнения Программы – усвоение каждым ребенком ее целей и
задач. Для определения уровня усвоения Программы и оказания ребенку своевременной
помощи используются рабочие тетради:
Модуль «От звука к букве»: «Диагностика готовности к чтению и письму детей»
Модуль «Математика для детей»: «Диагностика математических способностей детей».
Диагностика дошкольников проводится по заданиям, предложенным в методическом
пособии Е.В. Колесниковой «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет»,
«Диагностика математических способностей детей».
Задания, предложенные в тетради, предназначены детям 6-7 лет для диагностики их
готовности к чтению и письму перед поступлением в школу. Диагностические задания
позволят оценить подготовку ребенка к школе, своевременно определить области, в
которых он испытывает затруднения, и оказать ему необходимую помощь.
Диагностические задания, представлены пятью разделами. Они расположены в
определенной системе и составляют основу обучения по программе «От звука к букве».
Пять разделов диагностических заданий.
1. Развитие звуковой культуры речи.
В данном разделе представлены задания для проверки правильного произношения
некоторых звуков.
2. Развитие фонематического слуха.
В данном разделе предложены задания для проверки умений различать твердые и мягкие
согласные, умение делить слова на слоги, умение различать слова, отличающиеся только
одним звуком, умение определять место заданного звука в слове.
3. Развитие графических навыков и моторики.
В данном разделе предложены задания для проверки навыков и умений ориентироваться
в тетради в клетку, в линейку рисовать в них несложные элементы. Задания ориентированы
на проверку степени развития зрительного и двигательного контроля.
4. Развитие звукобуквенного анализа.
Данный раздел ориентирован на диагностику развития звукобуквенного анализа, умение
последовательно вычленять звуки из слова и записывать их соответствующими буквами.
5. Чтение.
Выполнение ребенком диагностических заданий позволяет проверить и его учебные
умения:
- понимать учебные задачи;
- уметь выполнить их самостоятельно;
- умение адекватно воспринимать оценку выполненного им задания взрослым.
Разделы рабочей тетради содержат задания для проверки математических способностей:
- к обобщению материала;
- обратимости мыслительных процессов;
- свертыванию математических рассуждений и соответствующих действий.
Выполнение ребенком заданий в рабочей тетради позволяют проверить наличие у
ребенка предпосылок к учебным действиям:
- умение работать по правилу и образцу;
- понимание задания;
- умение выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Ребенок, руководствуясь пояснениями педагога, оценивает свою работу по цветовой
шкале: зеленый – все задания выполнены правильно, красный – задание выполнено с
ошибкой.
6. Список литературы для педагога
1.

«Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет». Е.В. Колесникова, издательство

Ювента, 2015г.
2. «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет». Учебно –
методическое пособие. Е.В. Колесникова, издательство Ювента.
3. Е В. Колесникова. Математические ступеньки. Программа развития математических
представлений у дошкольников. – 2-е изд., перераб. И доп. – М: ТЦ Сфера, 2015. – 112с.
4. Е.В. Колесникова. Программа «От звука к букве. Формирование аналитико –
синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». – Изд. 3-е доп. И перераб.
– М: Издательство «Ювента», 2015. – 64с.
5. Методическое пособие «Математика для детей 5-6 лет» Е.В. Колесникова.
6. Методическое пособие «Математика для детей 6-7 лет» Е.В. Колесникова.
Список литературы для родителей
1. «Звуки и буквы». Демонстрационный материал для занятий с детьми 5-7 лет. Е.В.
Колесникова, издательство Ювента.
2. «Математика для детей». Демонстрационный материал для занятий с детьми 5-6 лет.
Е.В. Колесникова, издательство Сфера.
3. «Математика для детей». Демонстрационный материал для занятий с детьми 6 -7 лет.
Е.В. Колесникова, издательство Сфера.
4. Методическое пособие «Математика для детей 5-6 лет» Е.В. Колесникова.
5. Методическое пособие «Математика для детей 6-7 лет» Е.В. Колесникова.
6. Математические прописи для детей 5-7 лет. Е.В. Колесникова.
7. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет. Е.В. Колесникова, издательство
Бином.
8. Прописи для дошкольников 5 – 7 лет». Рабочая тетрадь. Е.В. Колесникова,
издательство Ювента.
9. «Я считаю до десяти» 5-6 лет. Е.В. Колесникова.
10. «Я считаю до двадцати» 6-7 лет. Е.В. Колесникова.
11. «Я решаю логические задачи» 4-7 лет. Е.В. Колесникова.
12. «Я решаю арифметические задачи» 4-7 лет. Е.В. Колесникова.
13. «Я начинаю читать». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Е.В. Колесникова,
издательство Бином.

20

Приложение

Календарный учебный график
Модуль «От звука к букве»
год
обучения

Дата
начала
обучения

1 год
2 год

1 сентября

Дата
окончания
обучения
30 июня

Количество
учебных
недель
40

Количество
учебных
дней
40

Количество
учебных
часов
40

1 сентября

31 мая

36

36

36

Режим занятий

1 занятие по 1 часу
в неделю
1 занятие по 1 часу
в неделю

Каникулы: 1июля – 1 сентября

Календарный учебный график
Модуль «Математика для детей»
год
обучения
1 год

Дата
начала
обучения
1 сентября

Дата
окончания
обучения
31 мая

Количество
учебных
недель
36

Количество
учебных
дней
36

Количество
учебных
часов
36

2 год

1 сентября

31 мая

36

36

36

Режим занятий

1 занятие по 1
часу в неделю
1 занятие по 1
часу в неделю

каникулы: 1 июня – 1 сентября

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».