Структура
№
1
1.1.
1.2.
1.3.
2
3
4
5
6
Раздел
Пояснительная записка.
нормативно – правовые основания разработки программы;
сведения о программе;
цель и задачи программы.
Содержание программы. Учебный план.
Планируемые результаты.
Организационно-педагогические условия программы.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Список литературы.
2
Стр.
3
3
3
6
6
9
10
12
14
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно – правовые основания разработки программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа
мяча» разработана в соответствии в соответствии с:
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.;
- приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- приказом Минобрнауки от 18.11.2015 № 09 – 3242 «О направлении информации»
(«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ»);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания». Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 №2;
- приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
- приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. №
613н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
- постановлением правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП
«О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области»;
- постановлением правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503 ПП
«О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
на территории Свердловской области»;
- приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162 – Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
- приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 г. № 70 - Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области»;
- «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
в образовательных организациях» (методические рекомендации). Министерство
образования и молодежной политики свердловской области Государственное автономное
нетиповое образовательное учреждение Свердловской области «Дворец молодёжи»
Региональный модельный центр, Екатеринбург, 2022 Составитель: Н.Э.Климова, ст
методист РМЦ;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания». Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021
- Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06. 2019 № 70 – Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
3
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
- Постановлением Правительства Свердловской области от 06.08.2019г. № 503 ПП
«О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
на территории Свердловской области»
- Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами БМАДОУ
«Детский сад № 18».
1.2.Сведения о программе
Программа «Школа мяча» физкультурно-спортивной направленности составлена
с учетом методики обучения детей упражнениям с мячом Д.В. Хухлаевой, Э.Я.
Степаненковой и программы Николаевой Н.И. «Школа мяча» [Текст]: учебнометодическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных
учреждений/Н.И. Николаева СПб. «Детство - Пресс», 2012.
Программа составлена для занятий с детьми дошкольного возраста при
использовании новейших технологий. Уровень сложности «ознакомительной»
(возможность попробовать себя в разных видах деятельности, определиться с выбором,
знакомство с основными понятиями программы, развить любознательность, попробовать
себя в реализации).
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению
состояния здоровья детей. Известно, что здоровье ребенка формируется под
воздействием целого комплекса факторов: биологических, экологических и др. Среди
многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность
растущего организма, большое значение имеет двигательная активность - естественная
потребность в движении, которая оказывает благоприятное воздействие на формирование
организма. При недостатке ее возникает целый ряд негативных для ребенка последствий.
Поэтому Программа «Школа мяча» (далее - Программа) актуальна на сегодняшний день.
С этой целью в нашем детском саду организована реализация Программы, которая
предусматривает разнообразную деятельность с мячом в соответствии с интересами и
потребностями детей, с учетом их возраста детей.
Программа является одним из эффективных средств повышения двигательной
активности детей. В системе физического воспитания дошкольников действия с мячом
занимают важное место. Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного
внимания.
Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера,
координации ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют
пространственную ориентировку.
Упражнения с мячами разного объема развивают не только крупные, но и мелкие
мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают
кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживают позвоночник, и способствуют
выработке хорошей осанки.
В действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений.
При передвижении по площадке ребенок упражняется в беге с ускорением, с изменением
направления, в беге в сочетании с ходьбой, с прыжками, в беге с остановкой, в беге с
приставным шагом. Включается в работу левая рука, что важно для полноценного
физического развития ребенка.
При систематическом обучении дети без проблем совершают сложные
координированные движения, начинают логически осмысливать свои действия,
значительно улучшаются навыки владения мячом: свободно держать, передавать,
бросать, вести мяч, следить за ним. Кроме того, правильно подобранные упражнения с
мячом могут способствовать выработке таких психологических качеств, как
внимательность, инициативность, целеустремленность. Особый интерес представляет
4
использование игрового метода и упражнений из арсенала спортивных игр в системе
физического воспитания детей старших и подготовительных групп в дошкольных
образовательных организациях.
Адресат программы. Программа предусматривает обучение детей от 5 до 7 лет.
Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один
год ребенок может вырасти на 7 – 10 см. Средний рост дошкольника 5 лет составляет
около 106 – 107 см., а масса тела – 17 – 18 кг. На протяжении шестого года жизни средняя
прибавка массы тела в месяц – 200 г., а роста – 0,5 см.
Развитие опорно – двигательной системы ребенка к пяти – шести годам еще не
завершено. Окостенение костей носовой перегородки к 6 годам еще не окончено. Эти
особенности учитываются при проведении подвижных игр, так как даже самые легкие
ушибы в области носа и уха могут привести к травмам. Позвоночный столб ребенка 5-7
лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура
характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела,
а также при неблагоприятных условиях осанка ребенка нарушается: может появиться
вздутый или отвислый живот, плоскостопие, у мальчиков образоваться грыжа.
У детей наблюдается и незавершенность строение стопы.
К 6 годам хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но попрежнему слабы мелкие, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко
усваивают упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метании. В возрасте 5 - 7 лет улучшается
координация движений. Дети способны выполнять упражнения более правильно и
осознанно. Они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, появляется
доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой переходить от
медленных к более быстрым движениям по заданию взрослого или требуемой ситуацией.
Развитие
центральной
нервной
системы
характеризуется
ускоренным
формированием морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего
ребенка составляет уже более 90% размера коры головного мозга взрослого человека.
Бурно развиваются лобные доли мозга. Совершенствуются основные процессы:
возбуждения, и особенно торможения, и несколько легче в данный период формируются
все виды условного торможения.
Развитие сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Средняя частота пульса к 6 –
7 годам составляет 92 - 95 ударов в минуту. Жизненная емкость легких 1100 - 1200 см3,
число дыханий в минуту в среднем - 25. Максимальная вентиляция легких к 6 годам
составляет 42 дц3 воздуха в минуту. При выполнении гимнастических упражнений она
увеличивается в 2 - 7 раз, а при беге – еще больше.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Академический час равен для детей 5-6 лет - 25 мин; для детей 6-7 лет - 30 мин.
Объем программы. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом –
общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы составляет 64 часа.
Срок освоения программы- 8 месяцев, в октября по май включительно.
Уровень
сложности
программы:
«Стартовый»,
который
предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
образовательной деятельности и минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания программы. Результатом обучения является освоение программы и переход
на базовый уровень не менее 25% обучающихся.
Формы обучения – фронтальная, групповая, индивидуальная, индивидуально –
групповая. Ожидаемое количество детей в одной группе: от 7 до 10 человек. Допускается
формирование разновозрастных групп. В разновозрастных группах применяется методика
дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного
процесса педагог излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для
5
практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости
от возраста, способностей и уровня подготовки каждого). Методы, приемы обучения
детей упражнениям и играм с мячом:
- показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий и
включением в них детей;
- пояснение и показ упражнений;
- повторение упражнения;
- использование схематичных изображений - алгоритмов выполнения упражнений;
- творческие задания;
- игровые и соревновательные задания
Виды занятий - специально организованные занятия; игровые упражнения,
групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнения по овладению техникой игры с
мячом; физкультурные досуги, соревнования.
Для обучения детей действиям с мячом организуются специальные занятия, которые
имеют традиционную структуру и состоят из трех частей:
1 Часть (вводная) включает в себя различные виды ходьбы и бега или комплекс
ритмической гимнастики.
2 Часть (основная) состоит из комплекса ОРУ с разными видами мячей, упражнения для
кистей рук с мелкими предметами, двух видов ОВД с мячами, подвижных игр и
дыхательных упражнений.
3 Часть (заключительная) организовывается в виде релаксации или просмотра
презентаций, видеороликов, мультфильмов.
Формы подведения результатов открытые занятия, игры, эстафеты,
соревнования (волейбол, баскетбол, пионербол, мини-футбол), физкультурные досуги.
1.3. Цель и задачи программы.
Цель: обогащение двигательного опыта детей 5-7 года жизни, совершенствование
навыков владения мячом, знакомство с элементами спортивных игр для их гармоничного
физического развития.
Задачи:
Обучающие
- Научить детей владеть мячом на достаточно высоком уровне в соответствии с
возрастом.
- Обучать технике игры в волейбол, баскетбол, пионербол, мини-футбол.
- Познакомить дошкольников с историей игр.
Развивающие
- Развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение
ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
- Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча,
бросок через сетку, подача мяча, блокирование, разучить индивидуальную тактику;
умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.
- Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость.
- Развивать ручную умелость.
Воспитывающие
- Формировать интерес к физическим упражнениям с мячом.
- Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной
цели.
- Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания
интересам коллектива, оказывать помощь сверстникам в сложных ситуациях.
- Воспитывать выдержку, организованность, самостоятельность.
6
2. Содержание программы
Программа состоит из двух модулей:
1. Модуль 1. «Медвежата» - для детей 5-6 лет.
2. Модуль 2. «Непоседы» для детей 6-7 лет.
Учебный план
№
Модули
1.
Модуль 1. «Медвежата» - для
детей 5-6 лет.
2.
Модуль 2. «Непоседы» - для детей
6-7 лет
Трудоемкость (количество
академических часов)
всего
теория практика
32
4
28
Итого
32
4
28
64
8
56
Формы
аттестации
Входная и
итоговая
диагностика
Входная и
итоговая
диагностика
Тематический план.
Модуль 1. «Медвежата» - для детей 5-6 лет.
№
Раздел/тема
Всего
Теория
Практика
Формы аттестации
(контроля)
Педагогическое
наблюдение,
беседа,
контрольное
упражнение
1.
Техника
передачи - ловли мяча
10
1
9
2.
Упражнения,
подготавливающие к ведению
мяча. Отбивание мяча
Упражнения и игры,
подготавливающие к броску
мяча в корзину
Упражнения и игры с
прокатыванием мяча ногой
4
1
3
8
1
7
4
1
3
Упражнения и игры с
мячами - фитболами
Самостоятельные игры с
мячами
Итого:
4
-
4
2
-
2
32
4
28
3.
4
5.
6.
Содержание тематического плана:
Тема 1. Техника передачи - ловли мяча. (10 ч)
Теория (1 час):
Содержание и форма занятий. Внешний вид. Форма для занятий. Дисциплина на занятиях.
Взаимоотношение «обучающийся - педагог» и отношения между детьми, отношение к
группе. Режим занятий. История спортивных игр.
Практика (9 ч):
Организация групп. Знакомство с детьми. Беседа с родителями. Диагностика. Обучение
технике передачи - ловли мяча.
Тема 2. Упражнения, подготавливающие к ведению мяча (4 ч)
7
Теория (1 час):
Отбивание мяча.
Практика (3 ч):
Удар мяча об пол одной рукой и ловля его двумя руками. Отбивание мяча на месте
правой (левой) рукой. Ведение мяча правой (левой) рукой в разных направлениях.
Чередование подбрасывания мяча с ударами об пол.
Тема 3. Упражнения и игры, подготавливающие к броску мяча в корзину (8 ч).
Теория (1 ч)
Подбрасывание мяча
Практика (7 ч):
Перебрасываем мяч через веревку, натянутую выше головы ребенка. Бросаем мяч в
вертикальную цель: двумя руками снизу-вверх; двумя руками снизу-вверх с хлопком
впереди; передача в парах двумя руками снизу, из-за головы, от груди.
Тема 4. Упражнения и игры с прокатыванием мяча ногой (4 ч).
Теория (1 ч)
Способы прокатывания мяча.
Практика (3 часа):
Прокатывание мяча правой и левой ногой в заданном направлении. Прокатывание мяча
ногой друг другу. Забивание мяча в ворота. Прокатывание мяча ногой между кеглями
змейкой, между предметами.
Тема 5. Упражнения и игры с мячами – фитболами (4 ч).
Практика (4 ч)
Ритмическая гимнастика.
Тема 6. Самостоятельные игры с мячами (2 ч)
Практика (2 ч)
Игры. Соревнования. Развлечения. Досуги.
Тематический план
Модуль 2. «Непоседы» для детей 6-7 лет.
№
Раздел/тема
Всего
Теория
Практика
1.
Техника
передачи - ловли мяча
7
1
6
2.
Упражнения, закрепляющие
умение вести и отбивать мяч.
Упражнения и игры,
закрепляющие бросок мяча в
корзину, передачи мяча.
5
-
5
9
1
8
3.
8
Формы
аттестации
(контроля)
Педагогическое
наблюдение,
беседа,
контрольное
упражнение
4
Упражнения и игры с
прокатыванием мяча ногой
5
1
4
5.
Упражнения и игры с
мячами - фитболами
Самостоятельные игры с
мячами
Итого:
2
-
2
4
-
4
32
3
29
6.
Содержание тематического плана:
Тема 1. Техника передачи - ловли мяча. (7 ч)
Теория (1 час):
Содержание и форма занятий. Внешний вид. Форма для занятий. Дисциплина на занятиях.
Взаимоотношение «обучающийся - педагог» и отношения между детьми, отношение к
группе. Режим занятий. История спортивных игр.
Практика (6 ч):
Организация групп. Знакомство с детьми. Беседа с родителями. Диагностика. Повторяем
технику передачи - ловли мяча.
Тема 2. Упражнения, закрепляющие умение вести и отбивать мяч. (5 ч)
Практика (4 ч):
Отбивание мяча.Удар мяча об пол одной рукой и ловля его двумя руками. Отбивание
мяча на месте правой (левой) рукой. Ведение мяча правой (левой) рукой в разных
направлениях. Чередование подбрасывания мяча с ударами об пол.
Тема 3. Упражнения и игры, закрепляющие бросок мяча в корзину, передачу мяча. (9 ч)
Теория (1 ч)
Подбрасывание мяча.
Практика (8 ч):
Перебрасывание мяча через веревку, натянутую выше головы ребенка. Закрепление
бросков мяча в вертикальную цель: двумя руками снизу-вверх; двумя руками снизу-вверх
с хлопком впереди; передача в парах двумя руками снизу, из-за головы, от груди.
Тема 4. Упражнения и игры с прокатыванием мяча ногой (5 ч).
Теория (1 ч)
Способы прокатывания мяча.
Практика (4 часа):
Прокатывание мяча правой и левой ногой в заданном направлении. Прокатывание мяча
ногой друг другу. Забивание мяча в ворота. Прокатывание мяча ногой между кеглями
змейкой, между предметами.
Тема 5. Упражнения и игры с мячами – фитболами (2 ч).
Практика (2 ч)
Ритмическая гимнастика.
Тема 6. Самостоятельные игры с мячами (4 ч)
9
Практика (4 ч)
Командные игры. Соревнования (мини - футбол, пионербол, баскетбол, волейбол).
3. Планируемые результаты
Модуль 1. «Медвежата» - для детей 5-6 лет.
Обучающиеся умеют:
- действовать по сигналу педагога, быстро реагировать на сигнал;
- играть с мячом, не мешая другим;
- согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать правила в
командных видах (эстафета);
- бросать и ловить мяч:
- двумя руками снизу вверх;
- двумя руками снизу-вверх с хлопком впереди, за спиной;
- передавать мяч в парах двумя руками снизу;
- передавать в парах двумя руками из-за головы;
- передавать друг другу в разных направлениях стоя, сидя;
- передавать в парах двумя руками от груди;
- передавать мяч через веревку;
- выбрасывать мяч ногой вперед.
- метать мяч:
- с расстояния 2 - 2,5 м в обруч, в корзину, расположенную на полу, двумя руками
снизу;
- в вертикальную цель с 3-4 м;
- в баскетбольный щит с места;
- в баскетбольный щит с ведением;
- метать набивной мяч;
- с расстояния 2-2,5 м. в цель (ворота) отбивать мяч:
- на месте правой, левой рукой;
- на месте правой с передачей из правой руки в левую;
- правой, левой рукой с продвижением вперед, змейкой;
- ловить мяч ногой.
Обучающиеся знают:
- элементы техники игры в волейбол, баскетбол, пионербол, мини-футбол;
- знакомы с историей игр.
Личностные качества:
- у обучающихся сформирован интерес к физическим упражнениям с мячом;
- умеют играть в команде, соблюдают правила игр, могут распределить функции;
- способны к проявлению выдержки.
Модуль 2. «Непоседы» для детей 6-7 лет.
Обучающиеся умеют:
- вести мяч:
- с продвижением вперед, змейкой, по кругу;
- приставным шагом;
- с поворотом, бегом;
- правой и левой рукой, свободно продвигаясь по площадке;
- с изменением направления движения, с остановкой на сигнал;
- ногой в движении;
- с передачей напарнику;
- с дополнительными заданиями.
- бросать мяч в кольцо:
10
- двумя руками из-за головы;
- двумя руками от груди;
- забрасывать с трех шагов;
- после ведения (с фиксацией остановки);
- одной рукой от плеча;
- бросать мяч в ворота:
- с ударом по неподвижному мячу;
- с ударом по движущемуся мячу.
- вести и передавать мяч парами с продвижением вперед (ходьба, бег);
- перебрасывать мяч через сетку, отбивать толчком двух ладоней;
- перебрасывать 2 мяча одновременно в парах с помощью рук;
- передавать мяч в парах с помощью ног.
Обучающиеся знают:
- технику игры в волейбол, баскетбол, пионербол, мини-футбол;
- знакомы с историей игр.
Личностные качества:
- у обучающихся сформирован интерес к физическим упражнениям с мячом;
- обучающиеся подчиняют свою деятельность поставленной цели;
- умеют играть в команде, подчинять собственные желания интересам коллектива,
могут оказать помощь сверстникам в сложных ситуациях;
- проявляют
выдержку, соблюдают правила игр, могут самостоятельно
организовать игру.
4.Организационно-педагогические условия программы
Календарный учебный график на 2022 - 2023 учебный год
Год
обучения
Дата
начала
обучения
Дата
окончания
обучения
Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов
Режим
занятий
1 год
1 октября
31 мая
32
32
32
1 занятие
по 1 часу
в неделю
2 год
1 октября
31 мая
32
32
32
1 занятие
по 1 часу
в неделю
Каникулы: 1 июня по 30 сентября
Материально - техническое обеспечение
Программа реализуется в спортивном зале, расположенном на втором этаже здания
БМАДОУ «Детский сад №18», ул. Пушкина 15а. Спортивный зал, площадью 69,5 кв.м.
1.
стул для педагога – 1шт;
2.
стол педагога – 1шт;
3.
мячи резиновые -15шт;
4.
мини баскетбольные мячи-15 шт.
5.
мини футбольные мячи- 15шт;
6.
волейбольные мячи -15 шт;
7.
набивные мячи-15шт;
8.
гимнастические мячи-13шт;
11
9.
мячи хоппы-10 шт;
10.
ворота-2шт;
11.
баскетбольные стойки-2шт.
Приборы и оборудование:
1.
CD – магнитофон
Информационные ресурсы и методические материалы
Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания
и (или) наименование электронного образовательного,
информационного ресурса (группы электронных образовательных,
информационных ресурсов)
учебные, учебно-методические издания
«Играйте на здоровье!» Л.Н.Волошиной М.: Москва «Аркти»,
издательство Белый город 2013г.
«Школа мяча» Николаева Н.И. СП. «Детство- Пресс» 2012 г.
«Методика обучения и овладения элементами игры в футбол с детьми
дошкольного возраста» И.А. Аксенова 2016г.
Школа мяча. Журнал //Инструктор по физкультуре.- № 3-2013
Лепешкин В.А. Баскетбол. Подвижные и учебные игры М.: Советский
спорт,2011 https://infourok.ru/podvizhnie-igri-s-elementami-basketbola666341.html
Щебеко В.Н. Физкультура: авторская программа по физическому
воспитанию детей и методические рекомендации по организации
дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении.
ООО «Белый ветер»,2006 http://fizkultura.ru/system/files/imce/books/practice-fizkulturi/Shebeko_fizkult-ura.pdf
http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ
www.vio.fio.ru - - Федерация Интернет-образования
http://www.edu.ru/– каталог образовательных Интернет-ресурсов;
http://www.vidod.edu.ru - Федеральный портал «Дополнительное
образование детей»
http://www.auditorium.ru/ - Российское образование – сеть порталов
http://fizinstruktor.ru/ - Физинструктор.РУ
http://1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября" /методические
материалы/
https://dou.su/node/123 -В детский сад
http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов
http://doshvozrast.ru/metodich/atestac03_5.htm - Дошкольный возраст
12
Вид
образовательн
ого и
информацион
ного ресурса
(печатный /
электронный)
Печатный
Печатный
Печатный
Печатный
Электронны
й
Электронны
й
Электронны
й
Электронны
й
Электронны
й
Электронны
й
Электронны
й
Электронны
й
Электронны
й
Электронны
й
Электронны
й
Электронны
й
Электронны
й
https://4brain.ru/zozh/#1 – О здоровом образе жизни
Электронны
й
Электронны
й
Электронны
й
Электронны
й
Электронны
й
http://www.fizkult-ura.ru/ - Физическая культура будущего
https://dohcolonoc.ru/fizicheskoe-vospitanie.html - ДошколЕнок.ру
https://pedportal.net/nachalnye-klassy/fizkultura/ - Педагогический
портал
https://sites.google.com/site/pedzurnal/fiz-ra - Журнал «Дошкольное
образование»
Кадровое обеспечение
Программу с детьми реализует педагог, имеющий высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю программы без предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и
педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
5. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Для оценки качества освоения программы используется входная и итоговая
диагностика обучающихся. При проведении диагностики используются следующие
формы и методы: устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические
(контрольное упражнение), метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное
нахождение ошибок, анализ причины неправильного исполнения, устранение
обнаруженных пробелов), дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей
обучающихся.
Техника исполнения работы
Удовлетворительно
Качественно
Безупречно
Гибкость
Ловкость
Осанка
Быстрота движения
Растягивание мышц
Развивать чувство равновесия
Работа с мячом
Умеет отбивать мяч на месте (в
движении не менее 10 раз)
3
Очень
хорошо
2
Хорошо
1
Удовлетв
орительно
Оценка уровня результативности
Слабо
Характеристик
а низкого
уровня
результативнос
ти
Очень
слабо
Параметры результативности
реализации программ
4
5
Характеристика
высокого уровня
результативности
Информация освоена
полностью в
соответствии с
задачами программы
13
Умеет бросать мяч вверх и
ловить его на месте и в движении
Способы
деятельности
освоены полностью в
соответствии с
задачами программы
Приобретен
полноценный,
разнообразный,
адекватный
содержанию
программы опыт
эмоциональноценностных
отношений,
способствующий
развитию
личностных качеств
обучающегося
Выполняет действие с мячом в
парах (перебрасывание мяча дуг
другу и т.п.)
Забрасывает мяч в
баскетбольную корзину
Приобретен опыт
самостоятельной
творческой
деятельности
(оригинальность,
индивидуальность,
качественная
завершенность
результата)
Приобретен опыт
взаимодействия и
сотрудничества в
системах «педагогобучающийся» и
«обучающийся обучающийся».
Доминируют
субъект-субъектные
отношения
Актуальные
достижения
обучающимся
осознаны и
сформулированы
Перебрасывает мяч через
веревку/сетку
Бросание мяча вдаль до
указанных ориентиров
Учувствует в играх с мячом
(баскетбол, волейбол, мини футбол, пионербол) знает и
соблюдает правило игры
Стремление
обучающегося к
дальнейшему
совершенствованию в
данной области (у
обучающегося
активизированы
познавательные
интересы и
потребности)
14
Все оценки показателей по каждому заданию суммируются. Наивысшее число баллов,
которое может получить ребенок – 24. На основе набранной суммы можно дифференцировать
детей по уровню усвоения двигательных умений и навыков движений с мячом:
19-24 баллов - высокий уровень,
13-18 баллов - средний уровень,
8 -12 баллов - низкий уровень.
6. Перечень литературы
1. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века. / Ю.Е.
Антонов [и др.]. - М.: АРКТИ, 2001.
2.Николаева Н.И. Школа мяча [Текст]: учебно-методическое пособие для педагогов
и специалистов дошкольных образовательных учреждений/Н.И. Николаева СПб.
«Детство - Пресс», 2012.
3. Хабарова Т.В. «Развитие двигательных способностей старших дошкольников» издательство «Детство-пресс», 2010.
11. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей
дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная
педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1978.
15
Структура программы
№
1
1.1.
1.2.
2
3
Раздел
Пояснительная записка
Аннотация
Планируемый результат
Содержание программы.
Приложение
2
Стр.
3
3
4
6
47
1. Пояснительная записка
1.1. Аннотация
Программа «Школа мяча» физкультурно-спортивной направленности
рассчитана на детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Программа составлена для занятий с детьми дошкольного возраста при
использовании новейших технологий. Уровень сложности «ознакомительный»
(возможность попробовать себя в разных видах деятельности, определиться с
выбором, знакомство с основными понятиями программы, развить
любознательность, попробовать себя в реализации).
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к
ухудшению состояния здоровья детей. Известно, что здоровье ребенка
формируется под воздействием целого комплекса факторов: биологических,
экологических и др. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние
здоровья и работоспособность растущего организма, большое значение имеет
двигательная активность - естественная потребность в движении, которая
оказывает благоприятное воздействие на формирование организма. При
недостатке ее возникает целый ряд негативных для ребенка последствий.
Поэтому Программа «Школа мяча» актуальна на сегодняшний день. С этой
целью в нашем детском саду организована реализация Программы, которая
предусматривает разнообразную деятельность с мячом в соответствии с
интересами и потребностями детей, с учетом их возраста детей.
Программа является одним из эффективных средств повышения
двигательной активности детей. В системе физического воспитания
дошкольников действия с мячом занимают важное место. Мяч - это снаряд,
который требует ловкости и повышенного внимания.
Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию
глазомера, координации ловкости, ритмичности, согласованности движений,
совершенствуют пространственную ориентировку.
Упражнения с мячами разного объема развивают не только крупные, но
и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях,
усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживают
позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.
В действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных
движений. При передвижении по площадке ребенок упражняется в беге с
ускорением, с изменением направления, в беге в сочетании с ходьбой, с
прыжками, в беге с остановкой, в беге с приставным шагом. Включается в
работу левая рука, что важно для полноценного физического развития ребенка.
При систематическом обучении дети без проблем совершают сложные
координированные движения, начинают логически осмысливать свои
действия, значительно улучшаются навыки владения мячом: свободно держать,
передавать, бросать, вести мяч, следить за ним. Кроме того, правильно
подобранные упражнения с мячом могут способствовать выработке таких
психологических
качеств,
как
внимательность,
инициативность,
целеустремленность. Особый интерес представляет использование игрового
3
метода и упражнений из арсенала спортивных игр в системе физического
воспитания детей старших и подготовительных групп в дошкольных
образовательных организациях.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Время занятий для детей 5 – 6 лет –
25 мин и для детей 6 – 7 лет до - 30 минут
Предусматривается два модуля программы:
Модуль 1«Медвежата» для детей 5 – 6 лет
Модуль 2 «Непоседы» для детей 6 – 7 лет
Учебные группы комплектуются в соответствии с учетом возраста,
состояния здоровья и подготовленности занимающихся. Допускается
формирование разновозрастной группы. В группе от 7 до 14 детей.
Планируемые результаты
Модуль 1. «Медвежата» для детей 5-6 лет
Обучающиеся умеют:
- действовать по сигналу педагога, быстро реагировать на сигнал;
- играть с мячом, не мешая другим;
- согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать
правила в командных видах (эстафета);
- бросать и ловить мяч:
- двумя руками снизу вверх;
- двумя руками снизу-вверх с хлопком впереди, за спиной;
- передавать мяч в парах двумя руками снизу;
- передавать в парах двумя руками из-за головы;
- передавать друг другу в разных направлениях стоя, сидя;
- передавать в парах двумя руками от груди;
- передавать мяч через веревку;
- выбрасывать мяч ногой вперед.
- метать мяч:
- с расстояния 2 - 2,5 м в обруч, в корзину, расположенную на полу, двумя
руками снизу;
- в вертикальную цель с 3-4 м;
- в баскетбольный щит с места;
- в баскетбольный щит с ведением;
- метать набивной мяч;
- с расстояния 2-2,5 м. в цель (ворота) отбивать мяч:
- на месте правой, левой рукой;
- на месте правой с передачей из правой руки в левую;
- правой, левой рукой с продвижением вперед, змейкой;
- ловить мяч ногой.
Обучающиеся знают:
- элементы техники игры в волейбол, баскетбол, пионербол, мини-футбол;
- знакомы с историей игр.
Личностные качества:
1.2.
4
- у обучающихся сформирован интерес к физическим упражнениям с
мячом;
- умеют играть в команде, соблюдают правила игр, могут распределить
функции;
- способны к проявлению выдержки.
Модуль 2. «Непоседы» для детей 6-7 лет.
Обучающиеся умеют:
- вести мяч:
- с продвижением вперед, змейкой, по кругу;
- приставным шагом;
- с поворотом, бегом;
- правой и левой рукой, свободно продвигаясь по площадке;
- с изменением направления движения, с остановкой на сигнал;
- ногой в движении;
- с передачей напарнику;
- с дополнительными заданиями.
- бросать мяч в кольцо:
- двумя руками из-за головы;
- двумя руками от груди;
- забрасывать с трех шагов;
- после ведения (с фиксацией остановки);
- одной рукой от плеча;
- бросать мяч в ворота:
- с ударом по неподвижному мячу;
- с ударом по движущемуся мячу.
- вести и передавать мяч парами с продвижением вперед (ходьба, бег);
- перебрасывать мяч через сетку, отбивать толчком двух ладоней;
- перебрасывать 2 мяча одновременно в парах с помощью рук;
- передавать мяч в парах с помощью ног.
Обучающиеся знают:
- технику игры в волейбол, баскетбол, пионербол, мини-футбол;
- знакомы с историей игр.
Личностные качества:
- у обучающихся сформирован интерес к физическим упражнениям с
мячом;
- обучающиеся подчиняют свою деятельность поставленной цели;
- умеют играть в команде, подчинять собственные желания интересам
коллектива, могут оказать помощь сверстникам в сложных ситуациях;
- проявляют выдержку, соблюдают правила игр, могут самостоятельно
организовать игру.
5
2. Содержание учебного плана
1. Модуль 1. «Медвежата» - для детей 5-6 лет.
2. Модуль 2. «Непоседы» для детей 6-7 лет.
Учебный план
№
Модули
Трудоемкость (количество
академических часов)
всего
теория практика
32
4
28
1.
Модуль 1. «Медвежата» - для
детей 5-6 лет.
2.
Модуль 2. «Непоседы» - для
детей 6-7 лет
32
4
28
Итого
64
8
56
Формы
аттестации
Входная и
итоговая
диагностика
Входная и
итоговая
диагностика
Тематический план.
Модуль 1. «Медвежата» - для детей 5-6 лет.
№
1.
2.
3.
4
5.
6.
Раздел/тема
Техника
передачи - ловли мяча
Упражнения,
подготавливающие к ведению
мяча. Отбивание мяча
Упражнения и игры,
подготавливающие к броску
мяча в корзину
Упражнения и игры с
прокатыванием мяча ногой
Упражнения и игры с мячами фитболами
Самостоятельные игры с
мячами
Итого:
Всего
Теория
Практика
10
1
9
4
1
3
8
1
7
4
1
3
4
-
4
2
-
2
32
4
28
Формы аттестации
(контроля)
Педагогическое
наблюдение,
беседа,
контрольное
упражнение
Содержание тематического плана:
Тема 1. Техника передачи - ловли мяча. (10 ч)
Теория (1 час):
Содержание и форма занятий. Внешний вид. Форма для занятий. Дисциплина
на занятиях. Взаимоотношение «обучающийся - педагог» и отношения между
детьми, отношение к группе. Режим занятий. История спортивных игр.
Практика (9 ч):
Организация групп. Знакомство с детьми. Беседа с родителями. Диагностика.
Обучение технике передачи - ловли мяча.
6
Тема 2. Упражнения, подготавливающие к ведению мяча (4 ч)
Теория (1 час):
Отбивание мяча.
Практика (3 ч):
Удар мяча об пол одной рукой и ловля его двумя руками. Отбивание мяча на
месте правой (левой) рукой. Ведение мяча правой (левой) рукой в разных
направлениях. Чередование подбрасывания мяча с ударами об пол.
Тема 3. Упражнения и игры, подготавливающие к броску мяча в корзину (8 ч).
Теория (1 ч)
Подбрасывание мяча
Практика (7 ч):
Перебрасываем мяч через веревку, натянутую выше головы ребенка. Бросаем
мяч в вертикальную цель: двумя руками снизу-вверх; двумя руками снизувверх с хлопком впереди; передача в парах двумя руками снизу, из-за головы,
от груди.
Тема 4. Упражнения и игры с прокатыванием мяча ногой (4 ч).
Теория (1 ч)
Способы прокатывания мяча.
Практика (3 часа):
Прокатывание мяча правой и левой ногой в заданном направлении.
Прокатывание мяча ногой друг другу. Забивание мяча в ворота. Прокатывание
мяча ногой между кеглями змейкой, между предметами.
Тема 5. Упражнения и игры с мячами – фитболами (4 ч).
Практика (4 ч)
Ритмическая гимнастика.
Тема 6. Самостоятельные игры с мячами (2 ч)
Практика (2 ч)
Игры. Соревнования. Развлечения. Досуги.
7
Тематический план
Модуль 2. «Непоседы» для детей 6-7 лет.
№
1.
2.
3.
4
5.
6.
Раздел/тема
Техника
передачи - ловли мяча
Упражнения, закрепляющие
умение вести и отбивать мяч.
Упражнения и игры,
закрепляющие бросок мяча в
корзину, передачи мяча.
Упражнения и игры с
прокатыванием мяча ногой
Упражнения и игры с мячами фитболами
Самостоятельные игры с
мячами
Итого:
Всего
Теория
Практика
Формы аттестации
(контроля)
7
1
6
5
-
5
9
1
8
Педагогическое
наблюдение,
беседа,
контрольное
упражнение
5
1
4
2
-
2
4
-
4
32
3
29
Содержание тематического плана:
Тема 1. Техника передачи - ловли мяча. (7 ч)
Теория (1 час):
Содержание и форма занятий. Внешний вид. Форма для занятий. Дисциплина
на занятиях. Взаимоотношение «обучающийся - педагог» и отношения между
детьми, отношение к группе. Режим занятий. История спортивных игр.
Практика (6 ч):
Организация групп. Знакомство с детьми. Беседа с родителями. Диагностика.
Повторяем технику передачи - ловли мяча.
Тема 2. Упражнения, закрепляющие умение вести и отбивать мяч. (5 ч)
Практика (4 ч):
Отбивание мяча.Удар мяча об пол одной рукой и ловля его двумя руками.
Отбивание мяча на месте правой (левой) рукой. Ведение мяча правой (левой)
рукой в разных направлениях. Чередование подбрасывания мяча с ударами об
пол.
Тема 3. Упражнения и игры, закрепляющие бросок мяча в корзину,
передачу мяча. (9 ч)
Теория (1 ч)
Подбрасывание мяча.
Практика (8 ч):
8
Перебрасывание мяча через веревку, натянутую выше головы ребенка.
Закрепление бросков мяча в вертикальную цель: двумя руками снизу-вверх;
двумя руками снизу-вверх с хлопком впереди; передача в парах двумя руками
снизу, из-за головы, от груди.
Тема 4. Упражнения и игры с прокатыванием мяча ногой (5 ч).
Теория (1 ч)
Способы прокатывания мяча.
Практика (4 часа):
Прокатывание мяча правой и левой ногой в заданном направлении.
Прокатывание мяча ногой друг другу. Забивание мяча в ворота. Прокатывание
мяча ногой между кеглями змейкой, между предметами.
Тема 5. Упражнения и игры с мячами – фитболами (2 ч).
Практика (2 ч)
Ритмическая гимнастика.
Тема 6. Самостоятельные игры с мячами (4 ч)
Практика (4 ч)
Командные игры. Соревнования (мини - футбол, пионербол, баскетбол,
волейбол).
9
Содержание модуля 1. «Медвежата» - для детей 5-6 лет.
Месяц
Тема
Задачи
Содержание
занятия
с
е
н
т
я
б
р
ь
❖ Отбивание мяча-не менее 10 раз не теряя его (дети стоят на месте, наклоняя тело несколько
1.Диагнос
1. Выявить
тика
уровень
вперед, рука ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть свободно расставленными пальцами
физической
накладывается на мяч сверху и от себя, равномерно, согласованно с передвижением)
подготовленност ❖ Броски мяча в корзину 2-мя руками из-за головы (с расстояния 3м., высота 2 м.)
и детей.
❖ Подбрасывать и ловить мяч двумя руками на месте
❖ Броски мяча об пол и ловля 2 руками в движении
❖ Броски мяча на меткость в цель
2.Диагнос
1. Выявить
❖ Перебрасывание мяча через сетку.
тика
уровень
❖ Перебрасывание мяча друг другу.
физической
❖ Отбивание мяча на месте.
подготовленност ❖ Подбрасывание мяча с хлопками в движении.
и детей.
❖ Броски мяча в цель на меткость.
о
к
т
я
б
р
ь
Углубить
3.
1.
История
представление
возникно
детей о
вения
спортивных
мяча
играх с мячом.
2.
❖ Знакомство с историей возникновения мяча.
Р/н/и «Свечки», «Одноручье».
❖ Беседа «Спортивные игры с мячом». Д/и «Что это за мяч?»
П/и «Пятнашки с мячом»
Познакомит
ь с историей
возникновения
мяча.
3.
Развивать
ориентировку в
пространстве.
4. Броски
1.
Учить
мяча
бросать мяч
вверх и ловить
❖ Броски мяча вверх и ловля его на месте не 10 раз подряд.
❖ Прокатывания мяча одной рукой и двумя руками из разных и.п. между предметами (ширина
90-40см., длина 3-4м.)
двумя руками не ❖ Прокатывание мяча ногами по
менее 10 раз
подряд.
2.
Закреплять
умение
самостоятельно
принимать и.п.
11
при
12
прокатывании мяча. 3.
Воспитывать
самостоятельность.
Подбрасы
1.
Продолжить учить
вание мяча
бросать мяч вверх с
хлопками.
2.
прямой
П/и «Ловкий стрелок»
❖ Подбрасывание мяча вверх с хлопками
❖ Перебрасывание мяча друг другу из разных и.п.
П/и «Ловишка с мячом»
Упражнять в
перебрасывании мяча. 3.
Воспитывать ловкость
Броски
1. Отрабатывать броски
❖ Броски мяча вверх и ловля его в движении (не менее 10 раз подряд)
мяча
мяча вверх в движении. 2.
❖ Броски мяча об пол и ловля 2 раза на месте (не менее 10 раз подряд) П/и
Развивать глазомер,
координации движений. 3.
Отрабатывать бросок мяча
«Ловишка с мячом»
❖ Броски мяча ногой в цель (3 раза из 10)
ногой в цель.
13
Броски
1.
о
я
мяча
пол и ловить его двумя
❖ Перебрасывание мяча друг другу в разных направлениях стоя, сидя
руками не менее 10 раз
❖ Передача мяча друг другу в парах
б
р
Учить бросать мяч об
❖ Броски мяча об пол и ловля 2 руками в движении (не менее 10 раз)
н
подряд.
2.
ь
П/и «Мяч в воздухе»
Упражнять в
перебрасывании мяча друг
другу.
3.
Воспитывать
настойчивость.
4.
Учить передавать друг
другу мяч ногами.
1.
ывание
ловить мяч в парах разными ❖ Перебрасывание мяча друг другу в разных построениях (парами,
мяча
способами.
2.
Учить бросать и мягко
❖ Перебрасывание мяча сидя и стоя спиной друг к другу
Перебрас
Развивать ловкость,
внимание, глазомер.
тройками)
❖ Перебрасывание мяча друг другу в разных построениях (парами,
тройками) с помощью ног
П/и «Мяч в воздухе»
Упражнять в
❖ Забрасывание мяча в корзину
Перекаты
1.
вание
перекатывании набивного
❖ Перекатывание набивного мяча друг другу
набивног о
мяча друг другу.
❖ Ударить перед собой мяч, повернуться кругом, поймать мяч
мяча
2.
Развивать координацию
П/и «Кого назвали, тот и ловит»
14
движений, внимание.
Перебрас
1.
ывание
мяч через сетку.
мяча
2.
❖ Перебрасывание мяча через сетку.
Учить перебрасывать
❖ Метание набивного мяча из-за головы
Совершенствовать
П/и «Гонка мячей по шеренгам»
метание набивного мяча.
3.
д
е
к
а
б
р
ь
Воспитывать выдержку.
Продолжать учить ❖ Перебрасывание мяча через сетку
Перебрас
1.
ывание мяча
перебрасывать мяч
через сетку.
2.
❖ Прокатывание в ворота набивного мяча головой
П/и «Мяч – капитану»
Развивать
быстроту, ловкость,
умение быть
организованным.
15
Броски мяча
1.
Упражнять в
❖ Бросок мяча об стенку и ловля его 2 раза
быстрой смене
❖ Перебрасывание мяча через сетку в парах
движений.
❖ Передача мяча друг другу парами с помощью ног
2.
Закреплять умение
П/и «Вышибалы»
работать в парах.
3.
Развивать
внимание.
1.
мяча
мяч одной рукой на
❖ Бросок мяча об стенку и ловля его 2 раза
месте.
❖ Остановка мяча ногой
2.
Учить отбивать
❖ Отбивание мяча правой и левой рукой на месте
Отбивание
Учить
П/и «Пятнашки на улиточках»
останавливать мяч
ногой.
3.
Упражнять в
быстрой смене
движений.
4.
Развивать
ловкость.
16
Отбивание
1.
мяча
мяч в движении.
2.
Учить отбивать
❖ Отбивание мяча правой и левой рукой в движении (5 – 6 м.)
❖ Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо
Развивать
❖ Забрасывание мяча в ворота П/и «Лови – не лови»
глазомер, ловкость при
броске мяча в корзину.
я
н
в
а
р
ь
❖ Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо
Забрасывание
1.
Добиваться
мяча
активного
❖ Подбрасывание мяча с хлопками в движении
движения кисти
❖ Прыжки на мячах
руки при броске
❖ Забрасывание мяча в ворота П/и «Ловкий стрелок»
мяча в корзину.
2.
Закрепить
умение
подбрасывать и
мягко ловить мяч с
хлопком.
1.Упражнять
мяча
перебрасывании мячей ❖ Перебрасывание мяча одной рукой через сетку, ловля 2 руками
в парах
в
❖ Перебрасывание мяча через сетку в парах
Перебрасывание
различными
П/и «Мельница»
способами.
2.Развивать силу
броска, точность
движений,
17
глазомер.
Учить управлять
❖ Перебрасывание мяча в парах с отскоком от земли
Перебрасывание
1.
мяча
своими движениями в
❖ Перебрасывание мяча из одной руки в другую
разных игровых
❖ Перебрасывание мяча друг другу одной рукой, ловля двумя руками
ситуациях.
2.
П/и «Ловишка с мячом»
Развивать чувство
ритма, точности.
ф
Забрасывание
1.
е
в
р
а
л
ь
мяча
в кольцо с трех шагов.
2.
Учить забрасывать мяч
Продолжать учить
принимать правильное и.п.
при метании в
вертикальную цель.
3.
Учить забрасывать мяч
❖ Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо (с 3-х шагов)
❖ Метание мяча в вертикальную цель
(с 3 – 4 м.)
❖ Броски мяча в цель (ворота) с помощью ног
❖ Прыжки на мячах – хоппах
П/и «Гонка мячей по шеренгам»
в ворота.
4.
Совершенствовать
прыжки на мячаххоппах.
18
Броски мяча
1.
Учить определять
❖ Бросок мяча об стену и ловля его 2 раза (с хлопком)
направление и скорость
❖ Отбивание мяча одной рукой змейкой
мяча.
❖ Броски мяча вверх, ловля мяча сидя П/и «Не урони мяч»
2.
Отрабатывать навык
отбивания мяча змейкой. 3.
Развивать быстроту,
выносливость.
Перебрасывание
1.
Учить правильно,
мяча
ловить и бросать мяч,
регулировать силу броска.
2.
Учить передавать мяч
❖ Перебрасывании мяча через сетку одной рукой, ловля двумя руками (в
парах)
❖ Перебрасывание мяча с одной руки в другую
❖ Передача мяча друг другу ногами П/и «Охотники и куропатки»
ногами друг другу. 3.
Развивать координацию
движений, глазомер,
внимание.
1.
мяча
ловить мяч, удерживать
❖ Перебрасывание мяча друг другу в парах из разных и.п.
кистями рук.
❖ Броски мяча вверх, дотронуться носков ног, поймать мяч
2.
Учить правильно,
❖ Отбивание мяча правой, левой рукой в движении
Отбивани е
отрабатывать навык
❖ Остановка мяча ногой П/и «Мельница»
ведения мяча в ходе до
обозначенного места.
3.
Учить останавливать
19
мяч ногой.
4.
Развивать ловкость,
мышление.
Продолжать учить
❖ Перебрасывание мяча стоя и сидя спиной друг к другу
м
Перебрас
1.
а
р
ывание мяча
правильно ловить мяч,
❖ Сидя бросить мяч, вскочить на ноги и поймать мяч
удерживать кистями
❖ Прыжки на мячах – хоппах
рук.
т
2.
П/и «Лови – не лови»
Упражнять в
непроизвольном
действии с мячами. 3.
Развивать координацию.
Познакомить с мячами - ❖ Прокатывание фитбола по г/скамейке; между ориентирами
Знакомст
1.
во с
фитболами.
мячами -
2.
фитболам
на фитболах.
и
3.
Учить правильно сидеть
❖ Упражнение с фитболами сидя, лежа.
П/и «Пятнашки на улиточках»
Развивать выносливость,
координацию движений.
20
Отрабатывать
❖ Перебрасывание мяча через сетку 2 раза из - за головы
Перебрас
1.
ывание мяча
умение быстро и точно ❖ Передача мяча друг другу ногой
передавать мяч через
сетку.
2.
❖ Прыжки на мячах - хоппах
П/и «Мяч в воздухе»
Продолжать учить
гасить скорость
летящего мяча.
3.
Отрабатывать
умение передачи мяча
дуг другу. 4.
Совершенствовать
прыжки на мячах хоппах.
Упражнен
1. Учить отбивать
❖ Отбивание фитбола 2 руками в ходьбе
ия с мячом -
фитбол двумя
❖ Отбивание мяча правой, левой рукой в движении
фитболом
руками. 2.
❖ Прокатывание в ворота набивного мяча друг другу
Совершенствовать
П/и «Салки с мячом»
навыки ведения
мяча. 3. Продолжать
учить регулировать
силу отталкивания
21
н/мяча.
Продолжать учить ❖ Перебрасывание фитбола друг другу в парах
Упражнен
1.
ия с мячом -
гасить скорость
фитболом
летящего мяча,
(руки упор на полу)
р
удерживать его
П/и «Вышибалы»
е
л
кистями рук.
ь
равновесие,
а
п
2.
❖ Из положения лежа на (фитболе) на животе переход, прокатываясь вперед
Развивать
координацию
движений при
балансировке на
фитболе.
Закреплять умение ❖ Перебрасывание мяча через сетку (в парах)
Перебрас
1.
ывание мяча
ловко принимать,
❖ Броски мяча вверх с хлопками за спиной
быстро и точно
❖ Прыжки на мячах - хоппах
передавать мяч
❖ Передача мяча в парах, тройках с помощью ног
партнеру.
2.
П/и «Попади мячом в цель»
Отрабатывать
22
мягкую ловлю мяча
двумя руками с
хлопком.
3.
Упражнять в
прыжках на мячах хоппах.
Отбивани е
1.
Развивать
мяча
равновесие,
координацию
❖ Балансировка на фитболе (сидя, стоя на коленях, руки в стороны;
лежа на животе, руки в стороны)
❖ Отбивание мяча змейкой П/и «Догони мяч»
движений при
балансировке на
фитболе.
2.
Отрабатывать
плавные движения при
ведении мяча змейкой.
3.
Воспитывать
уверенность.
23
Школа мяча
1.
Добиваться
активного движения
❖ Забрасывание мяча в баскетбольную корзину (с 3 шагов)
❖ Метание набивного мяча на дальность
кисти руки при броске ❖ Перебрасывание набивного мяча друг другу
мяча в корзину.
2.
П/и «Вышибалы» дальность.
Закреплять умение
занимать правильное
и.п. при метании на
24
Диагностика
1.Выявить уровень
❖ Ведение мяча в движении не теряя мяча (дети передвигаются на
физической
слегка согнутых
подготовленности
ногах, наклоняя тело несколько
детей
вперед, рука ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно
расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя,
равномерно)
❖ Ведение мяча ногой в движении - 10м. не теряя мяча (согласованно с
передвижением)
❖ Броски мяча в корзину 2-мя руками из - за головы (с расстояния 3м.,
высота - 2м.)
❖ Подбрасывать и ловить мяч двумя руками на месте
❖ Броски мяча об пол и ловля двумя руками в движении
❖ Броски на меткость мяча в ворота (3 из 10)
25
Диаг
ностика
2. Выявить уровень
Перебрасывание мяча через сетку
физической
Перебрасывание мяча друг другу
подготовленности
детей
Отбивание мяча на месте
❖ Подбрасывание мяча с хлопками в движен
❖ Броски мяча ногой в ворота на меткость
Итоговое
См. приложение
Развлечение «Разноцветный быстрый мяч»
26
Содержание модуля 2. «Непоседы» для детей 6-7 лет.
Мес
Тема занятия
Задачи
Содержание
яц
с
е
н
т
я
б
р
ь
Диагности
ка
1. Выявить уровень
❖ Ведение мяча в движении - 10 раз, не теряя мяча (дети передвигаются на слегка
физической
согнутых ногах, наклоняя тело несколько вперед, рука ведущая мяч, при этом
подготовленности
согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на
детей.
мяч сверху и от себя, равномерно, согласованно с передвижением).
❖ Броски мяча в корзину 2-мя руками из-за головы (с расстояния 3м., высота 2 м.)
❖ Подбрасывать и ловить мяч двумя руками на месте
❖ Броски мяча об пол и ловля 2 руками в движении
❖ Ведение мяча ногой в движении 10м. не теряя мяча
❖ Броски мяча ногой в цель на меткость (4 из 10)
27
Диагности
ка
1.Выявить уровень
❖ Перебрасывание мяча через сетку.
физической
❖ Перебрасывание мяча друг другу.
подготовленности
❖ Отбивание мяча на месте.
детей.
❖ Подбрасывание мяча с хлопками в движении.
❖ Броски мяча в цель на меткость.
Углубить
❖ Знакомство с историей возникновения мяча.
о
История
1.
к
возникнове
представление детей о ❖ Беседа «Спортивные игры с мячом».
т
я
ния мяча
спортивных играх с
мячом.
б
2.
р
❖ Д/и «Что это за мяч?» П/и «Горячая картошка»,
«Акулы»
Познакомить с
историей
ь
возникновения мяча.
3.
Развивать
ориентировку в
пространстве.
Познакомить детей ❖ Беседа о спортивной игре
Беседа о
1.
спортивной
со спортивной игрой
игре
волейбол, правилами
«Волейбол
»
игры.
2.
Закреплять умение
«Волейбол»
❖ Броски мяча вверх и ловля его на месте не 20 раз
П/и «Ловишка с мячом»
мягко ловить мяч
кистями рук.
28
3.
Воспитывать
целеустремленность
Познакомить детей ❖ Беседа о спортивной игре
Беседа о
1.
спортивной
со спортивной игрой
игре
баскетбол, правилами
«Баскетбол
»
игры.
2.
Упражнять в
«Баскетбол»
❖ Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо
❖ Броски мяча вверх с хлопком.
П/и «Охотники и куропатки»
забрасывании мяча в
корзину, мягкой ловле
кистями рук.
3.
Развивать глазомер,
ловкость.
29
Познакомить детей ❖ Беседа о спортивной игре
Беседа о
1.
спортивной
со спортивной игрой
игре
футбол, правилами
«Футбол»
игры.
2.
Закреплять умение
«Футбол»
❖ Забрасывание мяча в ворота.
❖ Броски мяча друг другу.
П/и «Охотники и куропатки»
мягко ловить мяч ногой.
3.
Воспитывать
целеустремленность.
Броски мяча
1.
Учить бросать мяч
❖ Броски мяча вверх и ловля его в движении (не менее 20 раз)
об пол и ловить его в
❖ Перебрасывание мяча снизу, от плеча одной рукой (3 – 4 м.)
движении не менее 10
❖ Передача мяча друг другу парами, в тройках
раз подряд.
2.
П/и «Лови – не лови»
Закрепить навык
перебрасывания мяча от
плеча одной рукой.
3.
Закреплять навык
передачи друг другу
мяча с помощью ног.
4.
Развивать глазомер,
координацию
движений.
30
н
Броски мяча
о
я
б
р
1.
Учить бросать мяч
и ловить его двумя
❖ Броски мяча вверх с поворотом кругом
руками одновременно.
❖ Присесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги, поймать мяч
2.
Развивать ловкость ❖ Остановка движущегося мяча с помощью ног
при ловле мяча с
ь
❖ Броски малого мяча об пол, ловля обеими руками одновременно.
П/и «Мяч в воздухе»
поворотом кругом.
3.
Останавливать мяч
в движении.
4.
Воспитывать
настойчивость в
достижении
результатов.
Учить отбивать мяч ❖ Отбивание мяча по кругу
Отбивание
1.
мяча
по кругу.
2.
❖ Броски малого мяча об пол, ловля обеими руками одновременно
Закреплять умение ❖ Перебрасывание мяча друг другу разными способами
бросать мяч и ловить
его
❖ Остановка и отбивание мяча с помощью ног
П/и «Кого назвали, тот и ловит»
двумя руками
одновременно.
3.
Закреплять умение
отбивать движущийся
мяч ногой.
31
4.
Развивать
внимание, координацию
движений.
Перебрасы
1. Учить перебрасывать
Перебрасывание двух мячей в
и
вание мячей
ловить два мяча
одновременно.
2.
Упражнять ведению
мяча по кругу.
3.
парах одновременно
❖ Ведение мяча, продвигаясь по кругу
❖ Прыжки на мячах - хоппах
❖ Передача мяча ногой в движении П/и «Охотники и зверь»
Совершенствовать
прыжки.
4.
Совершенствовать
умение передавать друг
другу мяч ногой в
движении.
5.
Развивать ловкость.
32
Отбивание
1.
Учить управлять
мяча
своими движениями в
❖ Отбивание мяча поочередно правой, левой рукой несколько раз подряд
❖ Перебрасывание двух мячей в парах одновременно
разных игровых ситуациях. ❖ Метание набивного мяча на дальность
2.
Упражнять в метании
П/и «Гонка мячей по шеренгам»
набивного мяча на
дальность.
3.
Развивать чувство
ритма.
д
е
к
а
б
р
ь
Учить балансированию ❖ Балансировка на фитболе (сидя, стоя на коленях, руки в стороны; лежа на
Балансиров
1.
ка на
на фитболе, сохраняя
фитболе
равновесие.
2.
Продолжать учить
животе, руки в стороны)
❖ Перебрасывание мяча через сетку
❖ Ведение мяча в движении П/и «Меткий стрелок»
перебрасывать мяч через
сетку.
3.
Совершенствовать
навыки ведения мяча.
33
1.
ие мяча
движения кисти руки при
❖ Прокатывание набивного мяча из разных и.п.
броске мяча в корзину.
❖ Перебрасывание мяча через сетку одной рукой, ловля двумя руками
2.
Добиваться активного
❖ Забрасывание мяча в корзину с трех шагов
Забрасыван
Упражнять в быстрой
❖ Броски мяча в ворота в движении П/и «Горячая картошка»
смене движений.
3.
Закреплять умение
ловко принимать, быстро и
точно передавать мяч
партнеру.
4.
Закреплять умение
забрасывать мяч в ворота в
движении.
5.
Развивать ориентировку
в пространстве.
Бросание и
1. Учить соразмерять силу
❖ Бросание и ловля набивного мяча
ловля мяча
броска с расстоянием. 2.
❖ Забрасывание мяча в корзину с трех шагов
Продолжать учить гасить
❖ Перебрасывание мяча в парах разными способами
скорость летящего мяча,
П/и «Пятнашки на улиточках»
удерживать его кистями
рук.
3. Развивать глазомер.
34
Ведение
1.
мяча
поворотом.
2.
Учить вести мяч с
Закрепить умение
❖ Ведение мяча с поворотом
❖ Бросание мяча до указанного ориентира
❖ Прыжки на мячах - хоппах
делать хороший замах,
энергичный бросок.
3. Закрепить умение
Ведение мяча ногой с помощью ориентиров
П/и «Мяч капитану»
вести мяч ногой, с
помощью
ориентиров. 4.
Развивать
выносливость.
я
Ведение
1. Учить управлять
❖ Ведение мяча, продвигаясь бегом.
н
мяча
мячом, мягко
❖ Перебрасывание мяча через сетку в парах
в
отталкивая кистью. 2.
❖ Подбрасывание и ловля мяча с поворотом
а
р
Закреплять умение
ь
Упражнять в
П/и «Мяч - ловцу»
работать в парах. 3.
непроизвольном
действии мячом
4. Развивать внимание.
35
Учить ловко
❖ Перебрасывание мяча друг другу во время ходьбы
Перебрасы
1.
вание мяча
принимать и точно
❖ Ведение мяча с поворотами
передавать мяч друг
❖ Передача мяча ногой в движении П/и «Мельница»
другу во время
ходьбы.
2.
Упражнять в
быстрой смене
движений.
3.
Упражнять в
умении передачи мяча
в движении.
4.
Развивать
ориентировку в
пространстве.
36
Отбивание мяча по кругу.
Броски мяча
1. Учить отбивать
❖ Броски мяча о стену, ладонью отбить обратно, затем поймать
мяч ладонями в
❖ Ведение мяча, продвигаясь бегом
движении 2.
❖ Подбрасывание малого мяча одной рукой и ловля 2 руками одновременно
Упражнять
П/и «Ловишка с мячом»
ведению мяча в
беге.
3.
Упражнять в
перебрасывании мяча
ногой друг другу в
движении.
4.
Развивать
глазомер, ловкость,
чувство ритма.
Закреплять навык ❖ Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо (с 3 шагов)
ф
Забрасыван
1.
е
в
ие мяча
забрасывания мяча в
❖ Перебрасывание мяча друг другу во время ходьбы
корзину.
❖ Бросание мяча в вертикальную цель (с 3-4м.)
Упражнять в
р
2.
а
быстрой и точной
л
передаче мяча в
ь
парах, во время
❖ Бросок мяча ногой в ворота на меткость
П/и «Попади мячом в цель»
ходьбы. 3. Упражнять
в умении броска в
37
ворота на меткость.
4. Развивать глазомер,
ловкость.
Учить определять ❖ Передача мяча с отскоком от пола из одной руки в другую в
Передача
1.
мяча
направление и
скорость мяча,
удерживать кистями
движении
❖ Перебрасывании мяча друг другу во время ходьбы
рук.
2.
Упражнять в
перебрасывании
набивного мяча в
Перебрасывание набивного мяча в парах
П/и «Мельница»
парах. 3. Передача
мяча в парах.
4. Развивать
координацию
движений.
38
Закреплять навык ❖ Лежа на животе на фитболе, поворот на спину
Балансиров ка
1.
на фитболе
устойчивого
❖ Балансировка на фитболе лежа на животе
равновесия при
❖ Перебрасывание мяча через сетку двумя руками из-за головы
балансировке на
П/и «Охотники и куропатки»
фитболе.
2.
Продолжать учить
гасить скорость
летящего мяча,
удерживать его
кистями рук.
3.
Развивать
внимание.
Закреплять
❖ Отбивание мяча толчком двух ладоней в нужном направлении
Отбивание
1.
мяча
умение отбивать
❖ Перебрасывание мяча друг другу в парах во время бега
мяч ладонями в
❖ Остановка и передача мяча в движении
нужном
П/и «не урони мяч»
направлении.
2.
Упражнять в
точной передаче
мяча друг другу. 3.
Закреплять умение
останавливать мяч
39
ногой в движении.
4. Совершенствовать
технику движений.
м
а
р
т
Ведение мяча
1.
Учить мягкими,
❖ Ведение мяча в разных направлениях, с остановкой на сигнал
плавными
❖ Бросание мяча в корзину двумя руками из-за головы
движениями вести
❖ Ведение мяча в движении
мяч в разных
❖ Прыжки на мячах – хоппах
направлениях.
2.
П/и «Лови – не лови»
Добиваться
активного движения
кисти руки при
броске мяча в
корзину. 3.
Закреплять умение
вести мяч ногой с
помощью
ориентиров.
4. Развивать
ориентировку в
40
пространстве.
Ведение мяча
1.
Продолжать учить ❖ Ведение мяча правой, левой рукой в разных направлениях, с остановкой на
мягкими, плавными
движениями вести
мяч в разных
сигнал
❖ Бросание мяча в корзину от плеча с разного расстояния
П/и «Пятнашки на улиточках»
направлениях,
останавливаться на
сигнал.
2.
Упражнять в
слитном выполнении
замаха и броска мяча
в корзину с разного
расстояния.
41
Продолжать
❖ Забрасывание мяча в корзину с трех шагов
Забрасывание
1.
мяча
учить занимать
❖ Отбивание мяча толчком двух ладоней в нужном направлении
правильное и.п. при
❖ Бросок мяча в ворота на меткость
забрасывании мяча в
❖ Отбивание мяча на месте
корзину.
Закреплять
2.
умение гасить
скорость летящего
мяча, удерживать
его
кистями рук.
3.
П/и «Футбол»
Закреплять умение
броска мяча ногой в
ворота на меткость.
4.
Отрабатывать
навык отбивания мяча
на месте.
5.
Развивать
выносливость.
Броски мяча
1. Закреплять умение
❖ Броски мяча с хлопком и ловля его в движении
правильно ловить мяч, ❖ Перебрасывание 2 мячей одновременно в парах
42
удерживать кистями
рук. 2. Упражнять в
❖ Перебрасывание мяча друг другу от плеча одной рукой (3-4м.)
П/и «Салки с мячом»
точной передаче мяча
друг другу. 3.
Развивать глазомер,
ловкость.
а
п
Развивать точность ❖ Перебрасывание мяча через сетку, отбивание толчком двух ладоней
Перебрасывание
1.
мяча
движений при
р
❖ Ведение мяча змейкой, с остановкой на сигнал
переброске мяча через ❖ Передача мяча ногой в движении
е
л
сетку.
2.
ь
Отрабатывать
❖ Прыжки на мячах - хоппах
П/и «Гонка мячей по шеренгам»
навык ведения мяча
змейкой.
3.
Отрабатывать
умение передачи мяча
ногой в движении.
4.
Совершенствовать
прыжки на мячах хоппах.
Упражнять в
❖ Перебрасывание мяча стоя и сидя спиной друг к другу
Перебрасывание
1.
мяча
перебрасывании мячей ❖ Отбивание фитбола двумя руками в ходьбе
в парах различными
❖ Перебрасывание мяча через сетку
43
способами.
2.
П/и «Пятнашки на улиточках»
Закреплять умение
видеть мяч, быстро
реагировать на его
полет.
3.
Развивать
координацию
движений.
Ловля мяча
1.
Упражнять в
❖ Забрасывание мяча в корзину от плеча с разного расстояния
быстром реагировании ❖ Ловля мяча, летящего на разной высоте
на мяч, летящего на
разной высоте.
2.
❖ Метание набивного мяча на дальность
П/и «Мяч в воздухе»
Упражнять в
слитном выполнении
замаха и броска при
забрасывании мяча в
корзину.
3.
Развивать
быстроту,
сообразительность.
Ведение мяча
1.
Упражнять
мягкому, плавному
❖ Ведение мяча с дополнительными заданиями
❖ Бросание мяча до указанного ориентира
44
движению мяча с
дополнительными
❖ Перебрасывание мяча друг другу в парах во время бега, ходьбы
П/и «Меткий стрелок»
заданиями.
2.
Развивать силу
броска. 3. Упражнять в
перебрасывании мяча
во время движения.
Диагностика
1.Выявить уровень
❖ Ведение мяча в движении – 10м.
подготовленности
Не теряя мяча (дети передвигаются на слегка согнутых ногах, наклоняя
детей
тело несколько вперед, рука и ведущая мяч, при этом согнута в локте,
кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху
и от себя, равномерно, согласованно с передвижением)
❖ Броски мяча в корзину двумя руками из – за головы (с расстояния 3м.,
высота 2м.)
❖ Подбрасывать и ловить мяч двумя руками на месте
❖ Броски мяча об пол и ловля двумя руками в движении
❖ Введение мяча ногой в движении – 10м. не теряя мяча
❖ Броски на меткость мяча в ворота (4 из 10)
45
Диагностика
1.Выявить уровень
физической
❖ Перебрасывание мяча через сетку
подготовленности
❖ Перебрасывание мяча друг другу
детей.
❖ Отбивание мяча на месте
❖ Подбрасывание мяча с хлопками в движении
❖ Броски мяча в ворота на меткость
Итоговое
См. приложение
❖ Развлечение «Разноцветный быстрый мяч»
46
Приложение
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Для оценки качества освоения программы используется входная и
итоговая диагностика обучающихся. При проведении диагностики
используются следующие формы и методы: устные (опрос, беседа,
педагогическое наблюдение), практические (контрольное упражнение),
метод взаимоконтроля и самоконтроля (самостоятельное нахождение
ошибок, анализ причины неправильного исполнения, устранение
обнаруженных пробелов), дифференциация и подбор заданий с учетом
особенностей обучающихся.
Техника исполнения работы
Удовлетворительно
Качественно
Безупречно
2
3
Очень
хорошо
1
Удовлет
ворител
ьно
Слабо
Характерист Оценка уровня
ика низкого
результативности
уровня
результативн
ости
Очень
слабо
Параметры
результативности
реализации программ
Хорошо
Гибкость
Ловкость
Осанка
Быстрота движения
Растягивание мышц
Развивать чувство
равновесия
Работа с мячом
4
5
Характеристика
высокого уровня
результативности
Умеет отбивать мяч на месте
(в движении не менее 10 раз)
Информация
освоена
полностью в
соответствии с
задачами
программы
Умеет бросать мяч вверх и
ловить его на месте и в
движении
Способы
деятельности
освоены
полностью в
соответствии с
задачами
программы
Приобретен
полноценный,
разнообразный,
адекватный
содержанию
Выполняет действие с мячом
в парах (перебрасывание
мяча дуг другу и т.п.)
программы опыт
эмоциональноценностных
отношений,
способствующий
развитию
личностных
качеств
обучающегося
Забрасывает мяч в
баскетбольную корзину
Приобретен опыт
самостоятельной
творческой
деятельности
(оригинальность,
индивидуальность
, качественная
завершенность
результата)
Приобретен опыт
взаимодействия и
сотрудничества в
системах «педагогобучающийся» и
«обучающийся обучающийся».
Доминируют
субъектсубъектные
отношения
Актуальные
достижения
обучающимся
осознаны и
сформулированы
Перебрасывает мяч через
веревку/сетку
Бросание мяча вдаль до
указанных ориентиров
Учувствует в играх с мячом
(баскетбол, волейбол, мини футбол, пионербол) знает и
соблюдает правило игры
Стремление
обучающегося к
дальнейшему
совершенствовани
ю в данной
области (у
обучающегося
активизированы
познавательные
интересы и
потребности)
Все оценки показателей по каждому заданию суммируются. Наивысшее
число баллов, которое может получить ребенок – 24. На основе набранной
48
суммы можно дифференцировать детей по уровню усвоения двигательных
умений и навыков движений с мячом:
19-24 баллов - высокий уровень,
13-18 баллов - средний уровень,
8
-12
баллов
низкий
урове
49