Журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад», №1 Январь 2022

Практикум для педагогов

Готовый практикум, чтобы научить педагогов сопровождать высокомотивированных детей

Юлия Шевченко, педагог-психолог высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад “Снегирек”», г. Белоярский, ХМАО – Югра,

Наталья Мальнова, педагог-психолог высшей квалификационной категории СОШ № 2, г. Белоярский, ХМАО – Югра

Чтобы организовать комплексную поддержку одаренных воспитанников, проведите практикум с воспитателями по готовому сценарию. Практикум научит их вырабатывать педагогические решения, чтобы повышать уровень познавательной мотивации детей, поможет развивать и поддерживать потенциал одаренных дошкольников без принуждения. К упражнениям уже готовы бланк и карточки.

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/resize/zoom/100x0/j-ua5h.png

ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК

Для кого: для педагогов. По возможности вести практикум педагогу-психологу помогает второй ведущий – это может быть другой педагог-психолог, учитель-логопед или инициативный воспитатель.

Зачем: актуализировать у воспитателей потребность в анализе своих психологических ресурсов и своего индивидуального восприятия детей; инициировать выработку педагогических решений, которые позволят повышать уровень познавательной мотивации воспитанников.

Как: игрушка – талисман группы, 2 больших конверта, бланки с фотографией ребенка, 2 листа А4, 4 бланка «Разрушители легенд», проектор, экран или интерактивная доска, компьютер с выходом в интернет, музыкальные треки на время работы групп. По количеству участников с учетом ведущих: стулья, разноцветные стикеры для бейджиков, булавки, фломастеры, коробки с цветным пластилином, стеки и доски для лепки, разноцветные ладошки для пожеланий.

Сценарий практикума «Как сопровождать высокомотивированных детей»

Этап I. Введение в практикум

Игра-приветствие «Пожелания по кругу»

Цель: психологически настроить педагогов на работу, сплотить группу.

По возможности педагог-психолог ведет практикум вместе со вторым ведущим, который отвечает за то, чтобы вовремя включить видео или музыку, раздать участникам допматериалы. Если второго ведущего нет, все действия по ходу практикума педагог-психолог выполняет самостоятельно.

При входе в аудиторию педагоги выбирают по стикеру и фломастеру тех цветов, которые им нравятся, оформляют бейджики со своими именами и прикрепляют их булавкой к одежде.

В начале практикума педагог-психолог и все участники сидят на стульях в кругу. Педагог-психолог держит в руках игрушку и предлагает что-то друг другу пожелать с помощью нее. Он начинает игру с фразы: «Меня зовут (имя). Я работаю (место работы и должность). Я вам сегодня желаю (пожелание)». Затем передает игрушку своему соседу слева, и игра продолжается до тех пор, пока она не вернется к педагогу-психологу.

Обсуждение «Притча о фруктах»

Цель: актуализировать тему практикума у педагогов.

Педагог-психолог:

Уважаемые коллеги, надеюсь, что у всех хорошее настроение и позитивный настрой на работу. Сегодня мы поговорим с вами о высокомотивированных детях, попробуем разобраться с понятием «одаренность», осознать, в чем его сущность. Подумаем, каждый ли ребенок может стать высокомотивированным? Если да, то какую роль в этом может сыграть каждый из нас? Постараемся понять, на что обращать внимание на занятиях, и оценить свои возможности. Желаю всем нам продуктивной работы и предлагаю начать наш практикум с притчи «Лавка возможностей».

Педагог-психолог или второй ведущий:

Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу, заходит в торговую лавку и долго бродит по ней среди экзотических фруктов и овощей. В лавке есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко непохожие на те, что человек видел когда-либо. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи – изысканными звуками, которые доносятся из сердцевин фруктов. В лавке есть и другие покупатели. Каждый из них выбирает тот плод, который ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Однако, как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко. Немало удивленный человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки. «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», – сказал он и указал на полку. Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт. Но, едва плод коснулся руки, он исчез. На ладони лежало крохотное семечко. В ответ на удивление на лице покупателя хозяин лавки сказал: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».

Как вы думаете, каким образом притча относится к теме нашего практикума?

Педагоги предлагают свои варианты ответа и обсуждают их. Педагог-психолог обобщает варианты и подводит итог.

Этап II. Основная часть практикума

Упражнение «Описание ребенка»

Цель: помочь педагогам осознать, насколько важно уметь быть независимым от внешних установок.

Педагоги делятся на две группы произвольным образом. Второй ведущий вручает каждой группе по конверту с одной и той же фотографией ребенка, но разным текстом. При этом важно, чтобы группы не видели изображений друг друга. Также второй ведущий раздает группам листы бумаги.

//e.profkiosk.ru/media/9589f033-c5ff-4e19-b722-09a0796de760/

Педагог-психолог:

Вы все – профессионалы своего дела с богатым педагогическим опытом. Вы хорошо разбираетесь в детях, поэтому я уверена, что справиться с данным заданием не составит для вас труда.

Каждая группа получила конверт с заданием. Ваша задача – прочитать задание и представить в круге результаты совместной работы. Сначала рекомендую вам выбрать участника, который будет записывать на листе бумаги характеристики ребенка, а также того, кто представит группе результаты. Продуктивной вам работы! Время пошло.

Педагог-психолог дает время на задание. Второй ведущий включает музыку на время, пока педагоги работают, и следит, чтобы педагоги не слышали описаний друг друга. Затем каждая группа зачитывает характеристики, которые у них получились. После того как обе группы представили результаты свой работы, второй ведущий показывает фото и объясняет, что обе команды описывали одного и того же ребенка.

Педагог-психолог:

Как вы думаете, почему описания одного и того же ребенка не идентичны? Что, по вашему мнению, повлияло на это?

Педагоги предлагают варианты ответов. Педагог-психолог обобщает их и делает вывод.

Педагог-психолог:

Впервые подобный эксперимент провел американский психолог Роберт Розенталь со своими студентами. Они тоже пришли к пониманию, что наше собственное мнение – достаточно условно «наше», поскольку оно опирается на чужие установки и мнения, которые порой субъективно искажены. Согласно инструкции, вашей задачей было описать характеристики ребенка по фотографии, однако у двух групп они отличаются. Почему так случилось? Потому, что перед заданием вы получили установку, которая повлияла на ваше мнение. Если есть установка, то мы неосознанно стараемся ее подтвердить. Именно поэтому мы трактуем особенности или действия человека в пользу установок, которые у нас уже есть.

Давайте подведем итог. Когда мы формируем мнение о человеке, в частности, о наших детях, важно уметь абстрагироваться от внешних установок, стараться опираться только на объективные факты и анализировать их. Я предлагаю продолжить наш практикум, и поработать с некоторыми достаточно устойчивыми установками, разобраться в их сути.

Упражнение «Разрушители легенд»

Педагог-психолог:

Цель: развивать у педагогов умение вырабатывать собственное мнение на основе объективных фактов.

Педагоги произвольным образом делятся на четыре группы. Каждая группа получает от второго ведущего бланк «Разрушители легенд». На бланках написаны четыре стереотипа об одаренности: «Некоторые считают, что таланту помогать не надо: если он есть, то он и сам пробьется»; «Если ребенок проявляет свои способности в детстве, то это будет ему свойственно всю оставшуюся жизнь»; «Может ли ребенок, которому трудно научиться писать, читать и считать, быть одаренным в какой-либо сфере деятельности?»; «Если явно способному ребенку давать больше сложных заданий, он вырастет хорошо образованным и успешным».

Педагог-психолог:

Каждая группа получила бланки с четырьмя достаточно устойчивыми педагогическими установками. Обсудите фразы в бланках внутри групп, а затем подтвердите их или опровергните. После каждой фразы на бланке есть несколько строк, на которых вы можете зафиксировать свои аргументы. Если места не хватит, возьмите листы бумаги.

Рекомендую вначале выбрать участников групп, которые будут фиксировать на бланке аргументы, а также тех, кто представит результаты работы группы в круге. Продуктивной вам работы!

Педагог-психолог дает время на задание. Второй психолог включает музыку на время работы педагогов и следит, чтобы каждая группа обсуждала фразы последовательно, одну за другой, и формировала общий вывод. Затем группы по очереди представляют свои варианты.

Педагог-психолог:

Сейчас мы с вами сформировали свое собственное мнение о четырех стереотипах детской одаренности с опорой на объективные аргументы. На самом деле таких стереотипов значительно больше, и, как мне кажется, они часто ограничивают педагогов, мешают выявлять и правильно сопровождать одаренных детей. Возможно, они замедляют развитие и самого педагога.

А каких детей мы называем одаренными? Как понять, одарен ребенок или нет? Вообще, что такое детская одаренность? Какое отношение она имеет к теме нашей встречи? Существует ли связь между высокой познавательной мотивацией и детской одаренностью? Как знание об этой связи может помочь нам в работе? Чтобы во всем этом разобраться, предлагаю посмотреть короткое видео.

Второй ведущий включает короткое видео на тему детской одаренности, например, видео в электронной версии статьи «Как распознать одаренность в дошкольном детстве. Пошаговая инструкция и три бланка». После того как видео закончится, педагог-психолог еще раз заостряет внимание педагогов на ключевых компонентах понятия «одаренность».

Педагог-психолог:

Высокая познавательная мотивация – это один из компонентов детской одаренности. И мы в процессе нашей педагогической деятельности, как мне кажется, способны влиять на детскую одаренность. Мы можем создавать условия, которые вызовут у ребенка интерес к определенному занятию. А ведь чем сильнее интерес ребенка к предметной области знаний, тем выше уровень его познавательной мотивации, которая, в свою очередь, значительно повлияет на развитие детской одаренности.

А если вместе с тем у нас есть способность креативно мыслить, «заражать» креативностью детей – то для тех из них, чье интеллектуальное развитие не ниже среднего уровня, мы способны стать проводником, тем самым Данко, который «укажет» им путь к их одаренности. Это возможно, если у нас есть «пламенное сердце».

Таким образом, педагог и его профессиональный опыт могут стать основой для того, чтобы детская одаренность развивалась. А значит, нам нужно понимать, какими мы обладаем внутренними ресурсами, как можем их использовать в работе с детьми, посредством чего повышать уровень их познавательной мотивации. Я предлагаю вам выполнить упражнение и в процессе самоанализа оценить свои возможности и личностные качества, понять, в каких ресурсах вы нуждаетесь.

Упражнение «Сказочный герой»

Цель: помочь педагогам осознать собственные личностные смыслы и оценить свои личностные ресурсы посредством когнитивно-интерпретационного анализа.

Второй ведущий раздает участникам по набору с цветным пластилином, стеком и доской для лепки.

Педагог-психолог:

Слепите из пластилина любимого сказочного героя. Подумайте, каким он будет? Чем он вас привлекает? Затем каждый из вас в круге представит своего сказочного героя.

Педагог-психолог дает время на задание. Второй психолог включает музыку на время работы педагогов. Они лепят героев, а затем рассказывают о них в круге. Педагог-психолог помогает им вопросами: «Расскажите, какой ваш сказочный герой? Чем он вам нравится?». По ходу рассказа педагог-психолог задает уточняющие вопросы, чтобы акцентировать внимание на значимых личностных особенностях, внутренних и внешних возможностях, особенностях когнитивного стиля педагога.

Педагог-психолог:

Посмотрите на сказочных героев коллег и подумайте, с кем бы из них хотелось подружиться вашему персонажу и почему?

Педагоги рассказывают, какого сказочного героя они выбрали бы себе в друзья, и почему. Педагог-психолог задает уточняющие вопросы, чтобы актуализировать внимание педагогов на тех ресурсных моментах, которые для них значимы или в которых они нуждаются. После того как все выскажутся, педагог-психолог предлагает педагогам ответить на вопрос: «Чем для вас было ценно это упражнение?».

Этап III. Заключительная часть практикума

Итоговая рефлексия

Цель: помочь участникам сформулировать результаты своей работы и получить от них обратную связь.

Все участники сидят на стульях в кругу. Педагог-психолог держит в руках игрушку и предлагает по кругу ответить на вопрос: «Чем для вас ценен сегодняшний практикум?». Когда игрушка вновь оказывается в руках педагога-психолога, он подводит общий итог.

Игра «Ладошки с пожеланиями»

Второй ведущий показывает педагогам красочные отпечатки рук и предлагает каждому выбрать ладошку того цвета, который ему понравится. Вырежьте отпечатки из цветной бумаги.

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/resize/zoom/350x0/2bkvea.jpg
Скачать

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/resize/zoom/350x0/evymej.jpg
Скачать

Педагог-психолог:

Наша встреча подходит к концу. Я предлагаю всем выбрать себе фломастеры и ладошки, а затем вернуться в круг. По моей команде «Начали» каждый из вас передаст свою ладошку соседу справа. Как только вы получите ладошку, на ней надо очень быстро, в течение 10 секунд, написать короткое пожелание коллеге. Затем по команде «Следующий» передавайте ладошку следующему соседу справа, и так до тех пор, пока вы не услышите команду «Стоп». У каждого из вас в руках окажется та ладошка, которую вы выбрали изначально, но уже с пожеланиями. Она останется вам на память от сегодняшней нашей встречи. Итак, готовы? Начали.

Когда игра закончится, каждый педагог получает свою ладошку с пожеланиями. Педагог-психолог благодарит всех за работу и завершает практикум цитатой.

Педагог-психолог:

Я хочу завершить практикум словами В.А. Сухомлинского: «Каждый ребенок умен и талантлив по-своему. Нет ни одного ребенка неспособного, бездарного. Важно, чтобы этот ум, эта талантливость стали основой успехов в учении, чтобы ни один ребенок не развивался ниже своих возможностей».

Педагог-психолог и второй ведущий прощаются с участниками практикума.

В статье использованы фото: © wenpei / Фотобанк Фотодженика, © wenpei / Фотобанк Фотодженика

© Материал из Справочной системы «Образование»
https://vip.1obraz.ru
Дата копирования: 08.01.2022