Журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад», №1
Январь 2022
Александра
Фокина, эксперт журнала, член Федерации психологов-консультантов России,
к. психол. н.
Воспользуйтесь пошаговым алгоритмом и комплектом
бланков, чтобы выявить одаренных дошкольников. Каждый шаг алгоритма займет
не больше 15 минут, за которые вы реализуете вашу
обязанность по ФГОС организовать психологическую поддержку творчески
одаренных воспитанников. Также смотрите видео об одаренности
в дошкольном детстве. Оно понадобится для работы с педагогами одаренных
детей, чтобы выстроить комплексную помощь.
Диагностируйте детскую одаренность с помощью невербальных и вербальных методик, а также опроса родителей. Оцените признаки одаренности и актуальные риски с помощью шпаргалки. При желании дополните диагностический комплект широко известными методиками, например, тестом Торренса.
Проследите, проявляются ли
в поведении воспитанника три главных признака детской одаренности. Первый
признак – ребенок быстро чему-то учится. Например, если он быстро
осваивает рисование, запоминает и смешивает цвета, воспроизводит формы,
создает выразительный рисунок, это может свидетельствовать об одаренности
в художественной области. А если у него быстро развивается речь,
он легко запоминает и применяет новый материал, это может указывать
на интеллектуальную одаренность.
Второй признак одаренности –
ребенок делает что-то хорошо. Например, этот признак проявляется, когда его
рисунки образнее, сочнее, технически интереснее, чем у ровесников; когда
он обладает большим запасом знаний и верно выполняет более сложные
задания, чем его ровесники, делает работу глубже и качественнее, чем
остальные.
Третий признак одаренности –
у ребенка высокий познавательный интерес. Он добровольно погружается
в дело; его тянет к той деятельности, к которой у него есть
повышенные способности. Например, он постоянно стремится рисовать,
изображает в рисунках множество объектов и ситуаций,
с удовольствием изучает, рассматривает рисунки и другие произведения
искусства. Или же он постоянно тянется к знаниям, активно
разными путями ищет их, проявляет разносторонний интерес к миру, к явлениям
в нем, расспрашивает о том, как устроены разные явления.
Помните, что одаренные дети –
отдельная категория психологически уязвимых воспитанников, и причины этого
в особенностях личности, каждая из которых становится и сильной
стороной ребенка, и областью риска. Смотрите риски в развитии одаренного
ребенка в шпаргалке.
Одаренность – характеристика динамики и уровня развития человека. Она может проявиться уже в первые годы жизни. Это системное качество психики, которое развивается в течение всей жизни, объединяет познавательную, мотивационно-волевую, эмоциональную сферу личности. Одаренность позволяет человеку достигать более высоких, незаурядных результатов в одной или нескольких областях деятельности по сравнению с другими людьми. Например, дошкольник с интеллектуальной одаренностью – это не просто умный ребенок, а ребенок с особым личностным и мотивационным складом, и каждая из сторон его одаренности неотрывна от общего процесса его психологического развития.
Чтобы выявить, насколько
у всех дошкольников группы выражены признаки творческого мышления
и поведения, раздайте родителям опросники. Целесообразно использовать экспресс-методику,
чтобы быстро подсчитать результаты и заняться углубленной диагностикой тех
детей, у которых окажется высокий уровень креативности.
Предложите родителям заполнить
опросник на собраниях, семинарах или, при необходимости, в ходе
индивидуальной консультации. Сообщите им, что нужно рассматривать результаты
опросника в сочетании с другими сведениями о развитии ребенка
и диагностическими данными. При необходимости предложите заполнить методику
воспитателя, который хорошо знает ребенка.
Чтобы проанализировать результаты, подсчитайте сумму баллов: минимум – 10, максимум – 40. Если у ребенка 10–20 баллов, это свидетельствует о низком уровне креативности; если 21–26 баллов – о нормальном, среднем уровне; если 27–33 балла – о высоком уровне и вероятной одаренности, а если 34–40 баллов – об очень высоком уровне креативности и высокой вероятности одаренности.
Используйте невербальную методику
«Что попало в сеть», чтобы выявить уровень развития воображения
и интеллектуальной продуктивности – это значимые характеристики
познавательной сферы одаренного дошкольника. Проводите диагностику в индивидуальном
или групповом варианте. Если вы обследуете детей на занятиях
в группе, нежелательно, чтобы ее численность превышала 10 человек.
Для методики раздайте каждому ребенку карандаш и бланк. Желательно включить музыку. В качестве бланка также можно использовать тетрадный лист в крупную клетку или крупно расчертить обычную белую бумагу. По желанию можно нанести на бланк более сложный и более похожий на рыболовную сеть рисунок, чем просто клетки.
Зачитайте воспитанникам инструкцию: «Закрой глаза
и начерти на бумаге длинную линию, при этом не отрывай карандаша
от бумаги. Рисуй линию как хочешь: в любую сторону, любой формы,
ее можно загибать и извивать, как тебе понравится». Дайте детям
2–3 минуты, чтобы на листах бумаги появились разнообразные линии
и формы, которые пересекаются друг с другом.
После того, как дети закончат
рисовать, озвучьте им новую инструкцию: «Посмотри на свой рисунок.
Давай представим, как будто это ты сетью ловил самые разные предметы,
существ – все, что угодно. Найди свой улов! Посмотри, что ты поймал
сетью. Покажи и расскажи мне». Ребенок должен найти и придумать, что
именно получилось из случайных линий на его рисунке. Оцените
результаты методики с помощью шпаргалки. О вероятной одаренности
свидетельствуют баллы от шести и выше.
Расскажите родителям и педагогам о четырех постулатах одаренности дошкольника. Одаренность не равна «натасканности» и не обязательно соответствует высокому уровню «школьных» навыков – читать, писать, считать. Одаренный ребенок может научиться читать и считать не раньше остальных, но с меньшего числа попыток. Если нет высокой познавательной потребности самого ребенка в той сфере, где подозревается одаренность, значит, это не одаренность. Ребенок может быть одаренным в какой-то одной или нескольких областях, совсем не обязательно во всех.
Чтобы оценить показатели гибкости,
креативности и продуктивности мышления ребенка, проведите диагностику
«Интеллект-карт» на основе методики А.И. Савенкова «Интеллектуальный
портрет». Вы оцените способность ребенка быстро найти новые стратегии
решения задачи, оригинальность решений, способность генерировать идеи.
Проводите методику индивидуально.
Установите контакт с ребенком и попросите придумать любые решения для
двух задач – «о трех энциклопедиях» и «о воде
в решете». Текст задач смотрите в бланке.
В зависимости от того,
как ребенок решил задачи, поставьте баллы. За первую задачу начислите 1
балл, если он предложил один вариант; 2 балла за 2–3 варианта; 3
балла за 4 и более вариантов. Добавьте еще 1 балл, если все решения
были не похожи друг на друга по смыслу. Например,
за варианты «подарить друзьям», «подарить в садик», «подарить другу»
не ставим дополнительный балл; а за варианты «сделать
из одной открытки», «вторую спрятать для будущих детей», «третью
читать» – ставим. Добавьте еще 1 балл, если ребенок придумал оригинальное
решение – использовать энциклопедию не по прямому назначению;
использовать каким-то образом сразу две или три энциклопедии.
За вторую задачу поставьте 1
балл, если ребенок предложил вариант, который в реальности
не сработает, например, «бежать очень быстро»; 2 балла за два
варианта, хотя бы один из которых сработает; 3 балла за три варианта,
хотя бы два из которых сработают. Добавьте еще 1 балл, если ребенок
придумал больше трех решений, среди которых есть реально пригодные для переноса
воды. Добавьте еще 1 балл, если он предложил изменить воду или дуршлаг,
например, заморозить, залепить дырочки.
Суммируйте баллы по обеим
задачам. Всего по методике ребенок может набрать от 0 до 10
баллов. О вероятной одаренности говорит показатель в шесть
и выше баллов. Обратите внимание: показатели ниже шести баллов не говорят
о познавательных сложностях, это нормальный уровень.
https://www.youtube.com/embed/aGW8LjdT1_4