Журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад», №1
Январь 2022
Александра Фокина, эксперт журнала, член Федерации психологов- консультантов России, к. психол. н.
Воспользуйтесь избранными техниками игрового характера,
чтобы организовать сопровождение одаренных детей. Техники учитывают, что
ведущая деятельность дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра
и исключают задания урочного типа. За счет этого они побуждают
ребенка действовать в его зоне ближайшего развития – там, где
он еще не справляется сам, но уже может решить задачу
с подсказками взрослого. Подобрала их Александра Фокина.
В работе с одаренными детьми используйте техники, которые отвечают двум условиям: развивают и поддерживают потенциал ребенка и вместе с тем соответствуют его возрастным особенностям. Если вы ведете еженедельную группу развития с одаренными детьми, возьмите за основу готовую разработку, например, «Интеллектика» А.З. Зака, и дополняйте ее двумя-тремя заданиями из подборки. Они будут активно стимулировать тренировку психических функций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, внимания, памяти, воображения, речи. Техники с игровым характером подходят для занятий, прогулок и развивающей работы в группах.
Создавайте пространство для опытов и экспериментов. Это главная развивающая техника, ведь ее идея в том, что ребенок самостоятельно открывает нечто новое. Опыты и эксперименты могут быть простыми и не требовать финансовых вложений. Главное, чтобы дети действовали сами и в задании был элемент поиска, не было однозначного готового решения. В качестве экспериментов подойдут задания по типу: «Найди ответ, сколько сухих листьев можно нанизать на спичку; есть ли что-то под снегом»; «Сделай сам соленое тесто для лепки; воду синего цвета с помощью красок»; «Сравни соль и сахар; тряпочки с разной фактурой; разные виды пластилина»; «Найди игрушки или детали в кинетическом песке, воде, соли».
Добавьте в задание новое условие для одаренных детей или, наоборот, уберите из него какое-то условие. Например: «Выполни задание, но при этом положи книгу вниз головой»; «Не просто расскажи, что на картинке, но и придумай, что было до и будет после»; «Сделай это задание и придумай похожее для остальных ребят»; «Дай ответ в виде рисунка, движения или звука».
Дайте ребенку задание придумать, как можно необычно использовать хорошо известный, привычный предмет. Например: шапку, гвоздь, лист бумаги, карандаш, кирпич, книгу. Как вариант, попросите придумать нестандартный способ того, как можно совершить обычное действие: одеться, поздороваться, заснуть в тихий час, запомнить новое.
Используйте на занятиях прием Торранса: предложите дошкольникам дорисовывать кривые до осмысленного рисунка. Дайте детям листы с заготовками. Для этого можно использовать бланки тестов Торранса или бумагу с кругами – а в другой раз квадратами, треугольниками, пирамидами и т. д. Еще один вариант: попросите воспитанников сначала подготовить друг для друга каракули, затем обменяться листами и дорисовать кривые до осмысленного рисунка.
Предлагайте детям создавать конструкции из непривычных материалов, например, домик или дорогу не из Лего, а из кусочков бумаги. Или предлагайте конструировать на оригинальную тему, например, «соберите пришельца», «волшебный детский сад», «несуществующее животное». Прием «конструирование» хорошо стимулирует работу мышления и восприятия, совершенствует моторику, дает эмоциональную разгрузку.
Рекомендуйте педагогам и родителям предложить дошкольникам раз в месяц ходить в костюмах, которые создали сами дети, не сшили, поскольку такое умение крайне маловероятно, а собрали из элементов другой одежды. Как вариант, можно ходить в украшениях и аксессуарах, которые воспитанники изготовили на занятиях. Рекомендуйте по возможности делать фотографии таких образов и распечатывать их, а затем давать детям просматривать для вдохновения.
Чередуйте виды деятельности
не реже чем раз в 10 минут. Например, сначала проведите эстафету
знаний: предложите детям назвать как можно больше слов по теме или ответов
на вопрос, пока не прозвенит таймер. Затем попросите высказать
гипотезы о чем-то: «Снег холодный – почему?». Устройте конкурс
по принципу «придумайте», «покажите», «изобразите». Предложите привести
примеры какой-то идеи или явления из жизни. Попросите найти ошибку
в заданиях-нелепицах или заметить ошибки художника, педагога. Проведите
упражнения типа «найди лишнее», «продолжи ряд». Попросите назвать «редкие
факты», что-то необычное и интересное. Дайте практическое задание.
Предложите детям упражнение типа простого теста; игру типа «узнай
по описанию» героя мультика, животное, время года, еду; задание «как это
изобретение, идею, вещь можно использовать в будущем». Используйте
чек-лист с правилами Дэвида Льюиса для идей занятий с ребенком.
Научите детей вести творческие дневники. Используйте любую простую тетрадку или сшейте несколько листов А4 для дневника каждого ребенка. Можно сделать дневники по типу «подшивки»: возьмите папку-скоросшиватель, куда ребенок будет закреплять свои работы. Дневники удобно хранить в прозрачном кармашке на стене или столе. Разрешите детям самим доставать и убирать их. Попросите детей украсить обложки дневников. Объясните, что в них можно рисовать, писать каракули или настоящие буквы, делать плоские картинки из пластилина, приклеивать картинки. Старших детей научите делать коллажи. Установите время, когда можно писать и рисовать в этих тетрадках, даже если воспитанники еще не умеют этого делать, например, один раз в неделю. Приучите детей, что в свободное время они могут достать дневник и творить в нем.
Научите детей создавать сказку с ошибкой. Сначала расскажите известную сказку, при этом измените какого-то героя или обстоятельства. Попросите воспитанников найти и исправить ошибки. Например: «Зеленая Шапочка пошла к дедушке на другой берег реки, по дороге встретила Серого Тюленя» и т. п. Попросите детей тоже рассказывать сказки так, чтобы другие находили ошибку. Усложните задание: сделайте карточки из старых журналов или книжек с изображением разных объектов и героев. Просите детей вытащить 2–3 карточки и придумать историю. Старшую и подготовительную группу можно просить рассказывать по цепочке: каждый вытаскивает картинку и сочиняет по ней одно предложение сказки.
Положите в группах толстую тетрадь, в которой все дошкольники или только те, кто хочет, будут оставлять отметки каждый день. Проинструктируйте воспитателей и родителей: как только воспитанники пришли в детский сад, надо попросить их оставлять в книге записей любой свой знак, рисунок, закорючку со смыслом «я пришел». Такую же тетрадь можно завести в кабинете педагога-психолога.
Принесите в кабинет головоломки.
Распечатайте задачи со спичками по типу «как переложить две спички
так, чтобы корова смотрела в другую сторону». Вырежьте из цветного
картона танграмы. Соберите материал для
экспериментов: песок, воду, краски, соду, уксус, вату, тряпочки, салфетки.
Копите настольные игры. Положите в группах книгу записей для отметок
детей. Сделайте с дошкольниками на листе ватмана игру-бродилку: добавьте картинки, переходы и «опасности»
детского сада, например, «скользкий пол, ты упал на 2 хода назад»,
а также радости, например, «мама пришла за тобой на час раньше,
иди на 3 хода вперед».
© Материал из Справочной системы «Образование»
https://vip.1obraz.ru
Дата копирования: 08.01.2022