Журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад», №1 Январь 2022

Техники работы

Топ-10 техник для работы с одаренными детьми

Александра Фокина, эксперт журнала, член Федерации психологов- консультантов России, к. психол. н.

Воспользуйтесь избранными техниками игрового характера, чтобы организовать сопровождение одаренных детей. Техники учитывают, что ведущая деятельность дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра и исключают задания урочного типа. За счет этого они побуждают ребенка действовать в его зоне ближайшего развития – там, где он еще не справляется сам, но уже может решить задачу с подсказками взрослого. Подобрала их Александра Фокина.

В работе с одаренными детьми используйте техники, которые отвечают двум условиям: развивают и поддерживают потенциал ребенка и вместе с тем соответствуют его возрастным особенностям. Если вы ведете еженедельную группу развития с одаренными детьми, возьмите за основу готовую разработку, например, «Интеллектика» А.З. Зака, и дополняйте ее двумя-тремя заданиями из подборки. Они будут активно стимулировать тренировку психических функций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, внимания, памяти, воображения, речи. Техники с игровым характером подходят для занятий, прогулок и развивающей работы в группах.

1техника

Опыты и эксперименты

Создавайте пространство для опытов и экспериментов. Это главная развивающая техника, ведь ее идея в том, что ребенок самостоятельно открывает нечто новое. Опыты и эксперименты могут быть простыми и не требовать финансовых вложений. Главное, чтобы дети действовали сами и в задании был элемент поиска, не было однозначного готового решения. В качестве экспериментов подойдут задания по типу: «Найди ответ, сколько сухих листьев можно нанизать на спичку; есть ли что-то под снегом»; «Сделай сам соленое тесто для лепки; воду синего цвета с помощью красок»; «Сравни соль и сахар; тряпочки с разной фактурой; разные виды пластилина»; «Найди игрушки или детали в кинетическом песке, воде, соли».

2 техника

Усложнение

Добавьте в задание новое условие для одаренных детей или, наоборот, уберите из него какое-то условие. Например: «Выполни задание, но при этом положи книгу вниз головой»; «Не просто расскажи, что на картинке, но и придумай, что было до и будет после»; «Сделай это задание и придумай похожее для остальных ребят»; «Дай ответ в виде рисунка, движения или звука».

3 техника

Необычный прием

Дайте ребенку задание придумать, как можно необычно использовать хорошо известный, привычный предмет. Например: шапку, гвоздь, лист бумаги, карандаш, кирпич, книгу. Как вариант, попросите придумать нестандартный способ того, как можно совершить обычное действие: одеться, поздороваться, заснуть в тихий час, запомнить новое.

4 техника

Прием Торранса

Используйте на занятиях прием Торранса: предложите дошкольникам дорисовывать кривые до осмысленного рисунка. Дайте детям листы с заготовками. Для этого можно использовать бланки тестов Торранса или бумагу с кругами – а в другой раз квадратами, треугольниками, пирамидами и т. д. Еще один вариант: попросите воспитанников сначала подготовить друг для друга каракули, затем обменяться листами и дорисовать кривые до осмысленного рисунка.

5 техника

Удивительные конструкции

Предлагайте детям создавать конструкции из непривычных материалов, например, домик или дорогу не из Лего, а из кусочков бумаги. Или предлагайте конструировать на оригинальную тему, например, «соберите пришельца», «волшебный детский сад», «несуществующее животное». Прием «конструирование» хорошо стимулирует работу мышления и восприятия, совершенствует моторику, дает эмоциональную разгрузку.

6 техника

Костюмированный день

Рекомендуйте педагогам и родителям предложить дошкольникам раз в месяц ходить в костюмах, которые создали сами дети, не сшили, поскольку такое умение крайне маловероятно, а собрали из элементов другой одежды. Как вариант, можно ходить в украшениях и аксессуарах, которые воспитанники изготовили на занятиях. Рекомендуйте по возможности делать фотографии таких образов и распечатывать их, а затем давать детям просматривать для вдохновения.

7 техника

Смена занятий

Чередуйте виды деятельности не реже чем раз в 10 минут. Например, сначала проведите эстафету знаний: предложите детям назвать как можно больше слов по теме или ответов на вопрос, пока не прозвенит таймер. Затем попросите высказать гипотезы о чем-то: «Снег холодный – почему?». Устройте конкурс по принципу «придумайте», «покажите», «изобразите». Предложите привести примеры какой-то идеи или явления из жизни. Попросите найти ошибку в заданиях-нелепицах или заметить ошибки художника, педагога. Проведите упражнения типа «найди лишнее», «продолжи ряд». Попросите назвать «редкие факты», что-то необычное и интересное. Дайте практическое задание. Предложите детям упражнение типа простого теста; игру типа «узнай по описанию» героя мультика, животное, время года, еду; задание «как это изобретение, идею, вещь можно использовать в будущем». Используйте чек-лист с правилами Дэвида Льюиса для идей занятий с ребенком.

8 техника

Творческие дневники

Научите детей вести творческие дневники. Используйте любую простую тетрадку или сшейте несколько листов А4 для дневника каждого ребенка. Можно сделать дневники по типу «подшивки»: возьмите папку-скоросшиватель, куда ребенок будет закреплять свои работы. Дневники удобно хранить в прозрачном кармашке на стене или столе. Разрешите детям самим доставать и убирать их. Попросите детей украсить обложки дневников. Объясните, что в них можно рисовать, писать каракули или настоящие буквы, делать плоские картинки из пластилина, приклеивать картинки. Старших детей научите делать коллажи. Установите время, когда можно писать и рисовать в этих тетрадках, даже если воспитанники еще не умеют этого делать, например, один раз в неделю. Приучите детей, что в свободное время они могут достать дневник и творить в нем.

9 техника

Техника Сказка с ошибкой

Научите детей создавать сказку с ошибкой. Сначала расскажите известную сказку, при этом измените какого-то героя или обстоятельства. Попросите воспитанников найти и исправить ошибки. Например: «Зеленая Шапочка пошла к дедушке на другой берег реки, по дороге встретила Серого Тюленя» и т. п. Попросите детей тоже рассказывать сказки так, чтобы другие находили ошибку. Усложните задание: сделайте карточки из старых журналов или книжек с изображением разных объектов и героев. Просите детей вытащить 2–3 карточки и придумать историю. Старшую и подготовительную группу можно просить рассказывать по цепочке: каждый вытаскивает картинку и сочиняет по ней одно предложение сказки.

10 техника

Книга записей

Положите в группах толстую тетрадь, в которой все дошкольники или только те, кто хочет, будут оставлять отметки каждый день. Проинструктируйте воспитателей и родителей: как только воспитанники пришли в детский сад, надо попросить их оставлять в книге записей любой свой знак, рисунок, закорючку со смыслом «я пришел». Такую же тетрадь можно завести в кабинете педагога-психолога.

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/resize/zoom/100x0/qywfhe.png

К СВЕДЕНИЮ

Идеи, чтобы обогащать среду группы детского сада

Принесите в кабинет головоломки. Распечатайте задачи со спичками по типу «как переложить две спички так, чтобы корова смотрела в другую сторону». Вырежьте из цветного картона танграмы. Соберите материал для экспериментов: песок, воду, краски, соду, уксус, вату, тряпочки, салфетки. Копите настольные игры. Положите в группах книгу записей для отметок детей. Сделайте с дошкольниками на листе ватмана игру-бродилку: добавьте картинки, переходы и «опасности» детского сада, например, «скользкий пол, ты упал на 2 хода назад», а также радости, например, «мама пришла за тобой на час раньше, иди на 3 хода вперед».


© Материал из Справочной системы «Образование»
https://vip.1obraz.ru
Дата копирования: 08.01.2022